«Смирился, и спасе мя Господь» (Пс.114, 5) Данный пост для, так называемых, воцерковленных верующих православных. «Когда-то были господа и рабы. Чтобы показать свое подчинение и уважение, рабы преклоняли колена пред своими господами. Так и мы поклонами показываем, что мы- смиренные рабы Божии. Показываем ничтожность нашу и уважение наше таким чувственным образом. Благодаря поклонам нечто происходит. Христианин смиряется, и это помогает благодати Божией войти в него. Когда придет благодать, тогда сердце его становится огнем. Огонь любви совершает жертвы. Жертва и приношение- это поклоны. Жертва любви- поклонение Богу. И в поклонении участвует весь человек: и душа, и тело». (стр.252) Порфирий кавсокаливит
Расскажу о поклонах, которые в храме почти никто не делает. Самое главное правило: услышал слово "поклонимся",- нужно поклонится. услышали "припадем",- надо припасть.
На ектеньях, после возгласа «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу» в Абхазии хор поет «Пресвятая Богородица спаси нас» и делается поклон. Я перенял этот благочестивый обычай. Как хорошо, за Матерь Божию положить лишний поклончик.
Полезно для души помянуть на Литургии православных царей, которых по недоразумению не поминают, при возгласе «Господи спаси благочестивые», Вы добавляете «цари» (только не громко, вместе с Ангелами) и сделайте поклон.
Далее я расскажу о поклонах, о которых лично узнал от Петра Григорьевича Глазунова из города Рязани (крестника Пелагеи Рязанской). Это одна из тех, немногих, ниточек, которые нас еще связывают с дореволюционным благочестием.
О здравии лучше всего молится, когда читаются Часы и 40 раз произносится молитва «Господи помилуй». На Афоне в этот момент многие читают записки самостоятельно.
Сначала коснусь качества, а потом количества. При поясном поклоне, если тело не согнулось примерно на 90 градусов, то это не считается поклоном, а считается кивком. В житиях святых описывается как Матерь Божия молилась в саду. А как Она молилась можно понять по тому, что деревья кланялись вместе с Нею.
«Владычица наша, преклоняя колена, возносила на горе Елеонской Творцу Своему молитвенные просьбы и благодарения, то молитва Ее сопровождалась таким чудесным явлением: масличные деревья, стоявшие на горе Елеонской, точно одушевленные кланялись, вместе с Богородицей: когда Матерь Божия преклоняла колена, тогда и деревья пригибались книзу; когда Она восставала, тогда и они снова выпрямлялись; деревья, как рабы, служили Богородице, почитая Богоматерь».
(Дмитрий Ростовский. «Жития святых. 15 августа (28 августа) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии»)
О земном поклоне необходимо сказать, что сначала надо становится на правое колено, потом на левое и вставать также начинать с правой ноги. По образу Крестного знамения. Когда лоб коснулся пола, то нельзя долго задерживаться в данном положении (чего можно часто видеть, особенно во время Великого поста). Так как поза, когда зад выше, «смотрит вверх», применяется чародеями для хуления Господа (см. Пелагею Рязанскую). Этот момент хорошо описан также в Священном Писании (Иов.40:12) Бехемот (диавол) устремляет свой хвост как кипарис в небо.
Для прощения личных грехов лучше всего подходит канон на утрене, так как в это время цена поклона возрастает в 40 раз. Не зря так важен канон Андрея Критского. Так же хорошо положить поклон, когда начинается Литургия. Во время возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», цена поклона возрастает в 100 раз. Поэтому раньше священники затягивали этот возглас, чтобы прихожане сделали как можно больше поклонов.
Теперь арифметика. Один земной поклон равен 25 поясным поклонам. Во время ночной службы молитва важнее в 40 раз. Так же в 40 раз ценнее служба Животворящему Кресту.
Отмечу особую молитву, которую делают килейно о младенцах, загубленных в утробе матери. Полезно ежедневно делать 15 земных поклонов Симеону Богоприимцу «Святый Симеоне прими моего младенца», Иоанну Крестителу «Святый Иоанн Предтеча покрести моего младенца» и великомученице Варваре «святая великомученица варвара причасти моего младенца».
Вывод очень простой,- если попасть на ночную службу на Крестопоклонной неделе Великого поста и на ней хорошо помолится, особенно на Каноне, то очень можно увеличить вероятность принесения плода покаяния. Как же страшно прийти к покаянию недостойным (без плода). Как не оказаться порождением ехидновым (Мф.3:8). Видно, что одного желания не достаточно, оно еще должно быть подкреплено делом. В этом нам и помогут поклоны.