Праздник, которым знаменуется первая неделя Великого Поста, - Торжество Православия.
Этот праздник был установлен после Седьмого Вселенского Собора, на котором Святые Отцы осудили ересь иконоборчества. Приверженцы иконоборческой ереси отрицали почитание земной святости Пресвятой Богородицы и святых, обвиняли верных христиан в поклонении «тварному созданию» - иконе. Святые иконы уничтожались, претерпевали поругание, а почитавшие их христиане преследовались и зачастую принимали мученическую кончину.
В 843 году, в первое воскресенье Великого Поста, на службе в Софийском соборе Константинополя иконоборчество было предано анафеме.
Так был установлен особый праздничный чин Торжества Православия, на котором Церковь перечисляет главные догматы, исповедуемые ею, и провозглашает анафему всем, отступившим от Истины.
Но ныне в нашей Церкви появились люди, отрицающие сие справедливое и святое Торжество. Или как иначе можно объяснить то, что не во всех храмах и обителях провозглашается анафема отступникам от Истины?
Общеизвестно, что есть в Русской Православной Церкви люди, утверждающие, что раз католицизм и протестантизм не были анафематствованы на Вселенских Соборах, то они и не являются ересями. Однако это мнение ложно - оно не имеет подтверждения ни в Правилах Церкви, ни в святоотеческом наследии. К тому же, эти лжеучения были не раз анафематствованы на Поместных соборах. Но экуменисты - последователи новой, еще не анафематствованной ереси, состоящей в том, что все веры и церкви якобы берут начало от Бога и в равной степени благодатны - словно не замечают этого.
По их мнению, люди, сами разделившись во мнениях, разделили и Церковь на православную, католическую и протестантскую. Теперь же они считают, что эту ситуацию якобы необходимо срочно исправить посредством соединения православных и католиков, а затем и присоединением к ним всех остальных «церквей».
Чин анафематствований в неделю Торжества Православия
Последняя дореволюционная редакция чина Торжества Православия включала в себя следующие 12 анафематизмов:
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мір сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Источник:
http://russview.ru/main/158-anafema-eretikam.html