Восстав от гроба, Христос явился прежде всех Божией Матери

Aug 21, 2018 18:38

"Итак, из повествования свв. Евангелистов о воскресшем Господе видим, что первыми весть о воскресении Христовом от Ангелов получили жены - мироносицы, - что одной из них, Марии Магдалине, было и первое явление Воскресшего; при этом Евангелие совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям возлюбленного ученика (Иоан. 19, 26-27) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы?



Св. Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было Ангелом о воскресении Господа и - что Ей, восстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях.
Всем известен припев на 9-ой песни Пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся». Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном Богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. («и ныне») 1-ой песни: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла еси, Богомати всенепорочная».
В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от Гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. - Как же объяснить, что Евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Св. Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что свв. Евангелисты из земной жизни Иисуса Христа передали не всё, в виду невозможности передать всего (Иоан. 21, 25), а только то, что наиболее служило к укреплению веры в Него как Сына Божия (Иоан. 20, 30-31). С другой стороны, в Евангелиях после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (Лук. 11, 43-51; Иоан. 2, 2-5; Мф. 12, 47; Иоан. 19, 25-27), и конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения (Лук. 1, 48), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнию (Лук. 2, 19), и Ей не могло быть приятным её нарушение. Поэтому-то свв. Евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание."(1)

Более того,- матерь Божия осязала воскресшего Христа, чего Господь не позволил сделать Марии Магдолине (Ин.20:17):
"Ра́дуйся, обра́дованная, я́ко прия́ла еси́ от Арха́нгела ра́дование; ра́дуйся, уте́шенная, я́ко ру́це Твои́ осяза́сте воскре́сшаго Христа́." Икос 10 Из Акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Всецарица».

(1)- Святитель Димитрий Ростовский "Жития святых" Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 1999г. стр.492 Апрель. Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении

Священное Писание, Жития святых, Иконы Матери Божией

Previous post Next post
Up