"В прошениях и молитвословиях к Всесовершенному надлежит не чувственными устами громко вопиять, по примеру невежд, но от всего сердца взывать помыслами. Прекрасно петь с единомудренными и приятно песнословить Господа, как говорит Давид (Пс. 91, 1. 134, 3). Но чрезмерно вопиять подвижнику во время молитвы признают установлявшие чин молитвы неблагоразумным и неприличным.
Ибо Господь ожидает не выражения помыслов устами и не телесных восклицаний, потому что знает, в чем имеем нужду, даже прежде нежели произнесено прошение плотским языком. Напротив того, внемлет Он не развлекаемому уму, не слышимому гласу, а неизглаголанным воздыханиям сердца. Если так будешь молиться, то Господь речет: се «приидох, еще глаголющу ти», - как написано у Исаии (Ис. 58, 9). И о Моисее знаем, что, стесненный на берегу моря и молчавший телесными устами, но вопиявший умом, был он услышан. Ибо сказано ему: перестань вопиять ко Мне, и «расторгни» море (Исх. 14, 16). Посему, после псалмопения не будем громко вопиять, как бы молясь по обязанности. Но если молимся и телом, то постараемся молиться более умом, как советует Апостол (1Кор. 14, 15). Ибо и блаженная Анна, матерь Пророка Самуила, молилась, и «устне ея двизастеся, а глас не слышашеся» (1Цар. 1, 13). И поскольку молилась она от сердца, то была услышана и, столько времени оставаясь неплодною, соделалась матерью многих детей, потому что все возможно верующему и молящемуся, как должно."
Преп. Нил Синайский. Письма. По печатному изданию 1858 г. письма собраны в четырех частях. 3.112. Архимандриту Епиктиту.