«Плакун трава,- мать трава наших апокрифических книг. Стих в Голубиной книге на вопрос: какая трава всем травам мати, отвечает:
В этих словах стиха в Голубиной книге скрывается, очевидно, одно из древних христианских преданий, распространенных на всем востоке,- о плаче Богородицы и о слезах, пролитых Ею по Спасителе, которые обращались потом в вещественные предметы. По поводу этого восточного предания мы находим у Даниила Паломника (Сахарова, Сказания, т.2, стр.16. См.также Норова, Путешествие по Святой горе Изд.3-е, т.3, стр.190).
Посещавшим Палестину и другие места на востоке известно, что туземцы и даже пришлые поклонники собирают в долине Иордана род мелких беловатых камешков или ракушек, делают из них четки и продают, называя эти четки- четками из слез Богородицы. Очевидно, что Плакун- трава имеет тесную связь с упомянутой легендой о четках. В других пересказах стиха эта плакун- трава, происшедшая от слез пролитых Богородицей, приводится в связь с чудным крестом:
Из того корения из плакунова,
Вырезают у нас в Руси креста чудные,
Ино тем у нас люди спасаются,
все монахи и старцы и все юноши:
Потому Плакун-трава над травами мать (4а).
По указанию А.Веселовского (см. Iac.Gretseri etc. Opera omnia. Ratisbonae 1734, t.II, стр.430) в одной греческой легенде о нахождении честнаго Креста рассказывается, что на месте, где евреи умышленно закопали крест Спасителя, выросла трава, пахучая и врачующая: врачи зовут ее базилик, душки, малороссийские васильки, которые в народной русской обрядности до сих пор связаны с культом Креста: их кладут в церквах под распятие, делают из них кропило, оттуда, может быть, и самое название кропила- василек.(А.Веселовского. Сказание о Соломоне и Китоврасе стр.175).
Плакун-трава иначе кровянка, Иванова кровь, Иванов цвет, полуется у народа большим уважением и внушает также страх. Корень этой травы копают в утро Иоаннова дня без всяких железных орудий и этим корнем, точно так же, как и цветом, можно привесть в страх злых духов. Им прогоняют домовых, ведьм и злых духов, вот поэтому эта плакун-трава употребляется в заговорах. (Маркевича. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссов. К. 1860 года, стр.85)
В Великороссии верят, что если из корня плакун-травы вырезать крест и носить его при себе, то все будет вас бояться, как огня. Очень может быть, что это поверье примешалось и к стиху о Голубиной книге и выразилось в следующих словах:
Из того плакун из кореня
У нас режут на земли чюдны кресты,
А их носят старцы-иноки,
Мужие их носят благоверные:
Оны тем, сударь, больше спасаются (80).
(См.подробн.в Историко-литературном анализе стиха о Голубиной книге, Мочульского, стр.168-171)».
Из церковно-славянского словаря священника Г.Дьяченко.