От единого корени

Jan 05, 2017 20:49

Оригинал взят у kalakazo в От единого ли корени?
Дневник протоиерея Геннадия Беловолова,
он же otets_gennadiy:

«КАК ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ОТНОСИЛСЯ К РАСПУТИНУ?

Уважаемый блогер michail50 в дискуссии, возникшей по поводу моего поста о Распутине http://otets-gennadiy.livejournal.com/231790.html, задал вопрос: «И как относился к этой теме Иоанн Кронштадтский?...»
Не буду писать на эту тему диссертации, приведу лишь две цитаты. Но прежде замечу, что Иоанн Кронштадтский встречался с Григорием Распутиным. Этот факт, который никто не отрицает. Это было в начале ХХ в. Что сказал о.Иоанн Распутину и что он сказал о Распутине? На этот счет есть две версии.
К сожалению, прямого свидетельства самого о.Иоанна из первых уст не сохранилось, его Дневники за эти годы не найдены (скорее всего, утрачены).
Сохранилось два пересказа этой встречи. Одна принадлежит протоиерею Философу Орнатскому, настоятелю Казанского собора в Санкт-Петербурге, который в газете «Петербургский курьер» за 2 июля 1914 года через пять после кончины Иоанна Кронштадтского так описывает эту встречу: «О.Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе». Здесь нужно отметить, что о.Философ не был свидетелем самой встречи и не указывает, на чем основан его рассказ. Главное, он не ссылается на о.Иоанна как первоисточник этого рассказа. Поэтому не может обладать достоверностью исторического источника и скорее всего является пересказом слухов, активно циркулировавших в общественной среде. К сожалению. Этот неподтвержденный рассказ до сих пор является основным в нашем общественном сознании.
Второй источник - это воспоминания дочери Распутина - Матрёны Григорьевны Распутиной (1898 - 1977), изданные в эмиграции в 1932 г.
Можно ли верить дочери? Очевидно, что для нее была дорога память об отце и она не свидетельствовала против него. Но именно по этой причине она не могла выдумывать об отце то, чего не было. Очевидно, что зафиксированные в ее книге воспоминания, написаны со слов ее отца и являются таким образом наиболее адекватным первоисточником сведений по это теме.
Приведу полностью главу из воспоминаний Матрены Григорьевны. Не буду комментировать. Читатель сам может прекрасно разобраться, как Иоанн Кронштадтский относился к Распутину? Воспоминания говорят сами за себя. Только прошу не приписывать мне желание канонизировать Григория Распутина. Я пишу о нем как о человеке, которого ценил Государь Император Николай Александрович, а также высоко отзывался св.Иоанн Кронштадтский.
(Нужно отметить, что в тексте мемуаристка несколько раз называет Иоанна Кронштадтского «архимандритом» (монашеский сан). Это фактическая ошибка, которая объясняется неискушенностью автора в церковных званиях).
«Итак, отец появился в Санкт-Петербурге. Город ему не понравился. Потом он говорил мне, что ему душно здесь.Нежелание свое сразу уехать обратно объяснил так: "Меня держит здесь". Поначалу отец, мало с кем знакомый тогда, не знал, что делать дальше. Он уже давно слышал о священнике из собора в Кронштадте - знаменитом Иоанне Кронштадтском. Говорили, он обладает огромной духовной силой. И вот в одно из воскресений отец решил поехать в Кронштадт на исповедь.
Говорили, что собор, где служит Иоанн Кронштадтский, - оазис покоя в бурлящем море. Отцу предстояло убедиться в этом. Сама служба проходила необычно: она включала в себя публичную исповедь.
Под конец, перед самым причастием, по сигналу, поданному священником, все присутствующие выкрикивали во всеуслышание свои грехи. Отец бывал во многих церквах и монастырях, но нигде не встречал подобного. Прихожане, не стыдясь, в полный голос объявляли о своих прегрешениях, просили у Бога прощения, а затем вкушали тело и кровь Христа. При этом не было суеты, толкотни - один обряд сменял другой. Отец был ошеломлен таким проявлением искренней веры в Бога. Считается, что Бог пребывает в церкви. И это, конечно, так. Это знают все верующие. Но не всем дано почувствовать Бога рядом с собой во время
церковной службы.
Отец простоял на коленях всю службу. Молился, вручая свою судьбу Господу. Люди, обладающие духовным зрением, узнают друг друга. Архимандрит Иоанн вышел из алтаря, остановился перед отцом, взял его за руку и заставил встать.
Сказал, что почувствовал присутствие отца в храме:
- В тебе горит искра Божья.
Отец попросил благословения у архимандрита.
- Господь тебя благословляет, сын мой, - ответил тот.
В тот день отец принял причастие из рук Иоанна Кронштадтского, что было большой честью. После архимандрит позвал отца к себе. Отец рассказал Иоанну о себе все, "как на духу". Впрочем, он и
воспринимал происходящее как продолжение исповеди, начатой еще в храме во время службы.
Разумеется, рассказал и о явлении Казанской Божьей Матери, о смутных догадках, наполнивших его после этого. Рассказал о том, что пришел в Петербург как бы не по своей воле:
- Вело меня сюда...
Архимандрит слушал отца, не перебивая. Когда отец закончил говорить, спокойно сказал:
- Бог привел, значит так тому и быть.
У отца вырвался вопрос:
- Чему быть?
Архимандрит так же серьезно ответил:
- А что Бог даст, тому и быть. Его слушай, он вразумит.
Даже Труфанов так передает слова Иоанна Кронштадтского:
- Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукой, делай дело, которое и я, недостойный, делаю...
Архимандрит, пересказывая другим встречу с отцом, называл его "истинным старцем".

Цитируется по книге: Матрена Распутина. ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРИ. - М.,2001. "Захаров"».
http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/rasputin.txt
http://otets-gennadiy.livejournal.com/232822.html

P.S. И дедулькины пять копеек:

"От единого корени...

kalakazo
20 июля, 2013

Жизнь и судьба старца Григория Ефимовича Распутина также неразделима и неотсоединима от жития всероссийского кронштадтского Батюшки, как их судьбоносная связь с царским престолом. Они даже внешне были схожи:
"Вошел Григорий Ефимович, худой, с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке; глаза его, необыкновенно проницательные сразу меня поразили и напомнили глаза о. Иоанна Кронштадтского" А.А.Вырубова.
Генетически оба "царские прихвостни" изводятся из единого корени: не из подмороженной "ни рыба, ни мясо" синодальной духовности, а из стихии сокровенно народной религиозности, с истовой молитвой,
личным религиозным опытом, пытливо вымогательным разговором на "Ты" с самим Господом
и непременным "чудотворством".
Великий князь Николай Михайлович:
"Да, как это ни странно покажется, Иоанна Кронштадтского, как гипнотизера-самородка, я считаю самым прообразом Распутина. Это - явления одного и того же порядка, хотя и далеко не равноценные... Они были похожи немного побольше, чем уголь и алмаз. Должен вам сознаться, что я крепко недолюбливал отца Иоанна… […] Как нарочно, кругом Распутина теснились самые характерные его поклонницы, такие же ревнивые, как сподвижницы Иоанна Кронштадтского..."
И ещё махонький камушек в кронштадтский огород от того же сановного историка:
"- Вы помните рассказ Лескова “Полунощники”?
- Да, да, как же, - поспешно ответил Николай Михайлович. Это именно Иоанн Кронштадтский изображен там чрезвычайно удачно. Ведь он - зырянин по национальности, а это племя всегда отличалось большой житейской хитростью. Манеры у него порывистые, истерические: молится, как будто Богу приказывает - вот его Бог часто и не слушается... Помню я Иоанна Кронштадтского на праздновании крестин Наследника в Ново-Петергофском дворце: восседал он там за парадным столом среди больших сановников в великолепной шелковой рясе с орденскими звездами - такой румяный, упитанный и усердно пьет шампанское. Как Александру Третьему он предсказал выздоровление, так новорожденному Алексею напророчил долгую жизнь и счастливое царствование... Я дал этому священнику очень несочувственную характеристику в своей книжке о кончине Александра III..."
Сам Григорий Ефимович Распутин почитал себя прямым восприемником и духовно пророкным двойником
кронштадтского чудотворца:
"Был я у о. Иоанна Кронштадтского, - рассказывал Г. Е. Распутин одному из своих знакомых. - Он меня принял хорошо, ласково. Сказал: “Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукою, делай дело, которое и я недостойный делаю...”»
Слова эти подтверждаются, между прочим, самим образом жизни, которую вел, обосновавшись в Петербурге, Григорий Ефимович. «...Больных, нуждающихся в утешении, принимаю, - говорил он одному собеседнику в 1907 г. - Трудно мне, миленький... До двух часов дня каждый день у себя принимаю, а потом по больным по приглашению разъезжаю... Часа три в сутки свободных имею, не больше".
http://www.rv.ru/content.php3?id=64​66
http://kalakazo.livejournal.com/1164937.html

Григорий Ефимович, Иоанн кронштадский

Previous post Next post
Up