"Если убранство храма являет благолепие небесных обителей, а также внутреннюю красоту человека, принявшего благодать (1 Кор 3:16), то священник «являет собой образ Христа и совершает священнодействия силой и благодатью Божией» [1, с. 59-60].
Литургический символизм свастики долгое время оставался недоступен для посторонних глаз. Тщетно было бы искать ряд наиболее тонких моментов священнодействия в печатных изданиях. Такие моменты весьма сложны в описании, но в ходе богослужения просты и естественны. Некоторые из них зафиксированы в «Практическом руководстве по совершению Божественной литургии», рукописи, составленной архимандритом Спиридоном Лукичём, 1908.*
Символ свастики возникает при объяснении архим. Спиридоном как правильно изымать из просфоры Агнец, соответствующий Искупителю. В этом действии воспроизводится добровольная жертва Спасителя, принесшего Себя в жертву за род человеческий. Агничная просфора должна обладать максимальной устойчивостью, так как в богословском плане важно, чтобы изъятие кубика-Агнца было именно его извлечением, а не обтёсыванием, отсечением крайних частей просфоры, пока не останется средняя. Делая надрезы на просфоре, священник должен изобразить на ней свастичный квадрат.
На рисунках: 1-4 свастичный квадрат, вырезаемый из агничной просфоры по ходу проскомидии на православной литургии: направление и очерёдность резов (1-й на восток, 2-й на запад. 3-й на юг, 4-й на север) (1); неправильные способы нанесения резов (2); вид просфоры с изъятым агнцем (3); 1-й (по солнцу) и 2-й (против солнца) повороты копья перед окончательной выемкой агнца (4) [2 рис. 6.1-3, 7, 8.2-3];
*Как литургист, о. Спиридон продолжает линию архиепископа Сергия (Ланина, 1904), в конце XIX века установившего в Киево-Печерской Лавре образцовую богослужебную дисциплину.
Направления надрезов на Агнце совершаются: 1) на восток, 2) на запад, 3) на юг, 4) на север. «Монастырское предание сохранило и верный способ, и ведение его значения - пишет о. Спиридон. Кроме того, что способ этот даёт крестообразное направление резам, он ещё даёт возможность все четыре разделённые ими части просфоры получить равными по размеру и достаточно устойчивыми» [2, § 8]. После свастического изъятия по ходу литургии происходит крестообразное раздробление Агнца, чему свв. Отцами придавалось космологическое значение [3, с. 163]. Свастическое надрезание Агнца является распространённой традицией Русской церкви, не угасшей по сию пору."(4)
(1)-Всенощное бдение. Литургия. М., 1982
(2)-Спиридон (в схиме Дионисий) (Лукич), архим. Практическое руководство по совершению Божественной литургии: Указания и примечания на руководство по литургии, написанное архимандритом Феодосием (Погорским), ректором Саратовской духовной семинарии. Б.м., [1960-е гг.]. Машинопись.
(3)-Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993
(4)-Роман Багдасаров. "СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ" Этнорелигиоведческие очерки. Белые Альвы. Москва 2001