Сокрытие имени Афанасий на Руси

May 30, 2016 06:24

Основанная Афанасием Афонским Великая лавра в эти дни празднует 1000-летие русского монашества на Афоне (Патриарх Кирилл прибыл на Афон. На Святой Горе Предстоятель Русской Православной Церкви вместе возглавит торжества в честь 1000-летия русского монашества на Афоне…")
На Афон прибыл президент России и патриарх Всея Руси и вот теперь им надо вновь вспомнить об Афанасии Афонском ( Пьер Авриль , Le Figaro. Путин протягивает руку православным братьям с горы Афон).
Вспомнить после того, как не один век эту тему «закрывали» большевики, когда топили Афанасьевский Мологский монастырь, и Екатерина II, при которой в Кремле были окончательно стерты руины Афанасьевского монастыря и отдан приказ зарисовать фрески в киевской церкви Афанасия и Кирилла. Тверской Афанасьевский девичий монастырь в Твери был упразднен в 1723 году при Петре I. А Афанасьевская Тихвинская икона оказалась много менее известной, чем более поздняя Тихвинская, явленная над Ладогой.

Именем Афанасий был крещен первый Великий князь Тверской Ярослав Ярославович («Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская - след Тверского дома Ярослава III (Афанасия)»).
Многочисленные Афанасьевские монастыри и церкви посвящались ему. Афанасий - это символ Тверского княжеского дома. И одновременно - Великой Лавры Афона и учредителя афонского монашества - Афанасия Афонского.
Имя Афанасий - от древнегреческого имени Атанасиос, (поздн. Афанасиос, Атанасиос), происходящего от - "бессмертный" (атанатос, афанатос).
Бессмертный, т.е. противоположный смерти - танатос (фанатос).
Уменьшительное имя - Афон совпадает с названием Святой горы.
Таким образом, Афонская лавра была названа от имени её основателя византийского монаха Афонасия.
Вместе с появлением русского монашества на Афоне культ имени Афанасий и культ святого Афанасия возник и в Киевской Руси.
А затем - с имени Афанасий в крещении Великого князя Ярослава Ярославовича начался Тверской княжеский дом.
Одна из самых известных икон Афонской лавры - «Экономисса». На ней изображено явление Богородицы - Афанасию, когда его из-за голода стали покидать ученики и он, отчаявшись, тоже чуть было не покинул место его подвижничества. Сначала Афанасий подумал, что его искушает дьявол, но Богородица дала ему знак - родник, который начал бить из камня. И вернувшись на месте своего монашества, Афанасий Афонский нашел достаточно еды для себя и для общины. С того самого момента, когда Богородица явилась Афонасию, она ведет экономику Афонской лавры, отчего и названа «Экономиссой». Икона эта с клеймами. На одном из клейм святой Афанасий превращает соленую воду - в пресную.
Епископ с именем Афанасий в 1354 году посвящал в священный сан Сергия Радонежского.
Это Афанасий I - епископ Владимиро-Волынский и Переяславльский.
«В 1354 году к преосвященному Афанасию в Переяславль прибыл преподобный Сергий Раднежский и просил его о назначении игумена в основанную преподобным обитель. На его просьбу святитель ответил: "Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою собранно, в новой обители Живоначальной Троицы!" Затем он рукоположил преподобного Сергия сначала во иеродиакона, затем во иеромонаха и возвел в санигумена…» ( Афанасий I, епископ Владимиро-Волынский ).
В это время Афанасий Владимиро-Волынский замещал святителя Алексия, уехавшего в Константинополь.
К Афанасию Сергий, возможно, пришел ещё и потому, что его отца звали Кирилл.
В Киевском княжестве была и существует в настоящее время древняя церковь святых Афанасия Великого и Кирилла Александрийского.
Афанасий Великий более ранний святой. В его честь, вероятно, и был назван Афанасий Афонский - основатель Афонских монастырей.
Двум вот этим знаменитым Афанасиям: Александрийскому и Афонскому и посвящался Афанасьевский культ на Руси.
Когда в XVII веке началось сокрытие имени Афанасий киевскую церковь именовали уже просто Кирилловской.
Возводил церковь Афанасия и Кирилла Великий князь Черниговский Всеволод Ольгович, чье имя в крещении было Кирилл.
Грандиозное строительство было посвящением его персональному святому - Кириллу, известному по их совместным с Афанасием Великим иконам.
Уже в XIX веке, когда Врубель восстанавливал фрески в киевской Кирилловской церкви, он изобразил «Кирилла и Афанасия по схемам, взятым из фресок Кирилловскаго придела: они стоят на земле, усеянной цветами; в глазах их скрыта тайна».
Для Ольговичей Кирилловский храм стал и фамильной усыпальницей. И именно в этой церкви погребен легендарный князь Святослав - герой древнерусской поэмы “Слова о полку Игореве”, родной брат Великого князя Киевского Ярослава Всеволодовича, крестившего именем Афанасий своего сына Ярослава Ярославовича, ставшего первым Тверским князем.
Т.е. дядя Великого князя Ярослава (Афанасия) был похоронен в церкви Афанасия и Кирилла в Киеве.
Этот факт для меня интересен ещё и тем, что моих предков Ярославовых называли также «Кирилловыми». Кирилловы, суть, - прозвище, потому что официально в документах оно не проходило.
Имя в крещении Афанасий Великого князя Тверского Ярослава Ярославовича, также как и происхождение его супруги Ксении из Черниговского княжеского дома, повлияло на имя их сына - Михаила Ярославовича Тверского.
Великая княгиня Ксения Тверская была из Тарусского княжеского дома, князей Черниговских. Её предок Великий князь Михаил Черниговский.
Учителем святого Афанасия Афонского был Михаил Малеин.
И Афанасий Афонский изображается на иконе предстоящим Богородице вместе с Михаилом Синадским. Глава этого Михаила Синадского, жившего на полтора века раньше, чем Афанасий Афонский, хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне.
Какое-то значение и Михаил Синадский, также как Михаил Малеин, имел в судьбе Афанасия Афонского (Куда ушла София: Яр,«Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого).
Отсюда и имя Михаил у сына Великого князя Ярослава (Афанасия) - племянника князя Святослава Всеволодовича, похороненного в церкви Афанасия и Кирилла в Киеве.
Церковь Афанасия и Кирилла «Ныне это единственный в Киеве древний храм, не имеющий пристроек; весь первоначальный остов его сохранился от древности целиком… Стены Кирилловской церкви сохранили древнюю фресковую живопись. Все надписи сделаны здесь по-славянски. В росписи храма: богородица, благославляющая Кирилла и Афанасия, сцена , где Св.Кирилл боролся с представительницей языческой философии - Ипатией» (Непростая судьба Кирилловской церкви).
Киевская Церковь Афанасия и Кирилла розовая, что имеет значение. О ней пишут так: «Кирилловская церковь была красива изначально. Представьте себе: здание, которое обложено плитками розового цвета. А внутри все ее стены были покрыты фресками и пол украшен мозаикой».
На описанных фресках изображен розовый саркофаг в сцене «погребения св.Кирилла в розовом гробе (с крестом), напоминающем шиферные саркофаги».
В статье о киевских саркофагах X-XII века указывается, что сам материал - красный шифер (пирофилитовый сланец) добывался в Овруче; из него сделаны были многие архитектурно-декоративные детали в Десятинной церкви и в Софийском соборе …можно найти аналогии и среди плит храма Софии в Охриде и водосвятного фиала лавры Афанасия на "Афоне, основанной в 60-х гг. X века, что свидетельствует об участии греческих мастеров» Происхождение таких саркофагов связывают «с византийским влиянием, шедшим через Балканы» ( Киевские саркофаги X-XII века).
Лавра Афанасия на Афоне, как видим, здесь тоже называется. Кафоликон и упоминаемый водосвятный фиал ныне - в Филоефеевском монастыре Афона (Афон).
Как уже сказано, Афанасий и Кирилл Александрийские на иконах изображаются вместе.
И им совместно посвящена древняя церковь в Киеве.
Также и в московском Кремле вслед за Афанасьевским монастырем появилось рядом и Кирилловское подворье:
«В московском Кремле в XIV веке существовал храм святого Афанасия патриарха Александрийского, упоминаемый в Степенной книге в 1389 году, и Афанасьевский монастырь, возникший вместе с этим храмом.
В кремлевском Афанасьевском монастыре со временем образовалось подворье монастыря Кирилла Белозерского (что на Белоозере), который, ещё, будучи, мирянином, жил в этом Афанасьевском монастыре. Возможно, и имя в постриге ему было дано Кирилл, поскольку память Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских празднуется в один день 31 января».
Братья Радонежские, как известно, были выходцами из Ростова.
Боярин Кирилл - отец Сергия Радонежского был вконец разорен совместными поездками в орду с Ростовским князем и принял решение о переезде в Радонеж.
С учетом дат, речь идет о князе Василии Константиновиче Ростовском, потомке Всеволода Большое гнездо. На годы его правления приходится известие 1316 года о том, что «что этот князь пришёл из Орды с татарскими послами, Казанчием и Сабанчием, которые «много зла сотвориша в Ростове». Полагают, что приход Василия из Орды с татарами был связан с борьбой за великокняжеское достоинство между тверским князем Михаилом Ярославичем и московским Юрием Даниловичем…»
В эти же годы Ростовское княжество разделилось на два удела.
Т.е. у Кирилла - отца будущего Сергия Радонежского были основания для смены места жительства.
Брат Сергия Радонежского - Стефан Радонежский был духовником Симеона Гордого.
Симеон Гордый - старший сын Ивана Даниловича Калиты, пришедшего к власти вследствие того, что Юрий Данилович, проклятый за предательство и наговор Тверскими князьями, не имел потомства.
У Ивана Калиты и Великого князя Юрия Даниловича был младший брат Афанасий Данилович. Афанасий не был Московским князем. Но был посажен на Новгород.
Появление церкви Афанасия в московском Кремле могло быть связано или с рождением сына Афанасия у Великого князя Даниила Александровича.
Или с третьим браком Симеона Гордого, женившегося на княгине Марии Александровне Тверской - дочери Великого князя Александра Михайловича Тверского.
Поскольку все Тверские княгини и княжны имели отношение к тверскому Афанасьевскому девичьему монастырю, то церковь святого Афанасия Александрийского и Афанасьевский монастырь могли появиться в Кремле именно при Тверской княгине Марии Александровне, в память о прадеде Великом князе Владимирском и Тверском Ярославе (Афанасии) III Ярославовиче».
При Рюриках, таким образом, монастыри и церкви назывались - Афанасьевские.
При Романовых, редкими «репликами» - воспоминаниями о Ярославе III (Афанасии) были церкви и монастыри Кирилла и Афанасия Александрийских( «Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская - след Тверского дома Ярослава III (Афанасия)»).
После 1615 года появился Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле. Одноименная церковь в нем была построена в 1664 году
В Мологе ещё до Смуты существовал Холопий монастырь, переименованный в Афанасьевский (женский) в XIX веке, после строительства церкви Афанасия и Кирилла. Этот моложский монастырь, упоминаемый в 1509 году, был затоплен Рыбинским водохранилищем после революции.
Его история связана с Тихвинской иконой Божией Матери , явленной раньше, чем она появилась над водами Ладоги.
Икона именуется Афанасьевская Мологская. Можно перевести, как Ярославская Мологская, если считать, что все , что касалось Афанасьевских монастырей в районе Мологи относилось к Великому князю Тверскому Ярославу Ярославовичу
История первой Тихвинской иконы Афанасьевской - более ранней, чем явленная над Ладогой, рассказывалась мною в статье 2012 года «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить»…:
«До 1370 года (в иных источниках называется 1377 год), когда икона была передана в Афанасьевский монастырь, она принадлежала роду князей Смоленских.
Этой иконой незадолго до своей кончины, в 1298 году, св. князь Феодор Смоленский и Ярославский благословил своего старшего сына Давида.
Последний благословил ей своего сына Михаила на княжение в г. Мологу; сын Михаила Феодор передал эту икону в Афанасьевский монастырь…
К иконе Божией Матери стали во множестве стекаться богомольцы, и в настоящее время икона сия свято чтится всей Мологской страной… Именно в этом бывшем древнем Моложском княжестве, где первым удельным князем был Михаил - сын князя Ярославского (св.) Давида, благословленный на это княжение Тихвинской (Афанасьевской) иконой и жили бояре и помещики Ярославовы, упоминаемые в самом старом фонде Рыбинского архива.
По данным статьи «Рыбинскому архиву 85 лет: слагаемые успеха», 26.10.2006…:
«Самый древний документ, выявленный на сегодняшний день, находится в фонде Ф-103 «Помещики Ярославовы», датированный 1627 годом. Это выпись из писцовой книги (столбец)».
История эта повлияла, видимо, на боярина Михаила Ярославова и его сына Алексея Михайловича Ярославова, построивших церковь с приделом Михаила Маленина в их имении около Звенигорода и монастыря Саввы Сторожевского - ученика Сергия Радонежского.
В ходе «отделения» Афанасия от Кирилла , во времена Романовых стали появляться церкви только Кирилла Александрийского.
Такая редкая церковь Кирилла Александрийского была за Камой в селе Калегино, откуда была родом мать мэра Москвы Ю.Лужкова и моя бабушка Александра Николаевна Ярославова, урожденная Голикова…» (21 мая. Эйнштейн, Гитлер, Сталин, Сахаров, группа Голиковых, Кириенко,Ходорковский, Ройзман)
Вместе с этим в XIX веке вновь стал возрождаться интерес к Афанасьевским монастырям.
Оттого вероятно и Холопий монастырь переименовали в Афанасьевский.
А Врубель реставрировал фрески в церкви Афанасия и Кирилла в Киеве.
Он создал роспись: «Сошествие св.духа, для которого использовав композицию евангелия Гелатского монастыря».
Ущерб фрескам был нанесен их забеливанием по приказу Екатерины II:
«Фрески Кирилловской церкви при Екатерине II были забелены известью; открыты оне в 1860 г. священником П.Орловским…»
По моему мнению, история с «забывчивостью» Романовых об Афанасиях на Руси могла стать причиной недовольства афонских монахов. И для «подавления» этого недовольства Романовы прибывали на Афон.
Историю связывают с имяславием. Но привело это к «расколу» и появлению Нового Афона, куда ушла часть монашества.
В Новом Афоне, где я была, я не заметила акцента на Афанасии Афонском - основателе Великой лавры Афона

Оригинал взят у yaroslavova в 1000-летие русского монашества в лавре Афанасия Афонского и монастыри Руси во имя Ярослава-Афанасия
©Наталья Ярославова-Оболенская
28 мая 2016 года
Полный текст с иллюстрациями http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=1245

Романовы, Афанасий Александрийский, История, Афанасий Афонский, Афон

Previous post Next post
Up