Царь Давид во время войны с аммонитянами взял «город царства» - столицу Равву. «Взя же Давид венец Молхома царя их от главы его, и обретеся весу в нем талант злата, и в нем камень драгий и бе на главе Давидове» (1Пар. 20, 2).
Венец, или корону - символ владычества над народом аммонитян, царь Давид забирает в качестве трофея и надевает на голову в знак победы. По мнению толкователей Св.Писания, Мелхом - не собственное имя царя, так звали божество-покровителя потомков Аммона, которого они считали своим владыкой (от евр. ‘mlk’-‘царь’) (1).
Пророк Иеремия называет по имени божества и сам народ ”люди Мелхома”: «К сыном аммоним тако глаголет Господь: <...> почто убо прият наследие Мелхом Гада и люди его во граде его живяху? <...> Возопите дщери раввафскии, препояшитеся вретищами, <...> яко Мелхом во плен отведеся, священницы и князи его вкупе» (Иер. 49, 1,3). По толкованию св.Ефрема Сирина, «аммонитяне называют бога своего Мелхом - царь. Пророк имя бога Мелхом употребляет вместо имени аммонитян, как имя Гада вместо наследия колена Гадова» ( Св. Ефрем Сирин. Толкование на Иеремию //Творения. Т.5. Репринт. М. 1995. С.504, 506).
Возможно, титул или имя божества служило одновременно и титулом аммонитского царя, как это нередко встречалось на Древнем Востоке и в Египте. Например, Ваал-Бэл ассиро-финикийского пантеона означает ‘господин, владыка’ и может служить эпитетом любого божества, преимущественно употребляясь в отношении к верховному богу. Однако, библейское выражение о “венце царя Мелхома”, скорее всего, следует понимать в отношении к идолу. По всей видимости, венец принадлежал статуе божества, хотя мог использоваться в ритуалах царского церемониала. Трудно предположить, что аммонитский правитель носил венец весом в один талант (около 30 кг), скорее всего корона с камнем имела культовое значение и была реликвией, связанной с божеством-охранителем народа аммонитян, обожествленным царем-первопредком. После того, как Давид увез венец из Раввы и возложил его (или камень из венца) себе на голову, покоренное племя лишилось силы своего покровителя вместе с атрибутом государственности, неотделимой от языческого культа.
В изобразительном искусстве христианской Византии мотив приношения короны императору известен в сценах триумфа василевса. На знаменитой ткани из Бамбергского собора император, восседающий на коне, принимает короны от стоящих по обе стороны от него двух девушек, персонифицирующих покоренные города (Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. М. 2000. С. 72-76).
В то же время сам император жаловал правителям народов, признавших себя вассалами Византии и вошедших в состав так называемого “византийского содружества наций”, короны, на которых обычно изображался Христос с предстоящими ему святыми, василевсом с семьей (супругой, детьми или соправителями) (2). В зависимости от значимости подвластной территоррии и благородства происхождения ее правителя, убранство короны отличалось большей или меньшей изысканностью и богатством.
Обычай использования символической метонимии (употребления части вместо целого) в царском культе оставался широко распространенным и в христианском мире в эпоху средневековья. Царь Иоанн Грозный после завоевания в середине XVI века Казанского и Астраханского царств, приказал изготовить так называемые “Казанскую” и ”Астраханскую” шапки, символизировавшие власть над покоренными землями (3). С завоеванием Сибири Ермаком связывается и изготовление нового царского убора при Борисе Годунове (”Сибирская” шапка) (Лаврентьев А.В. Императорская корона Лжедмитрия I и царские «шапки» кремлевской казны XVI-XVII в. / Лаврентьев А.В. Царь - Царевич - Цезарь. Лжедмитрий I, его государственные печати, наградные знаки и медали. СПб. 2001. С. 174-201).
Петр I, приняв титул императора, также приказал изготовить новую корону, знаменуя тем самым присоединение к Московскому царству новых земель и объединение их под властью русского монарха (4) .
1 Такого мнения придерживался, например, свят. Кирилл Иерусалимский. Евфимий Зигабен. Толковая псалтирь. Т.1. С.124.
2 Такова, например, знаменитая венгерская корона св. Стефана XI века, хранящаяся в Будапеште.
3 Казанская шапка хранится в Московской Оружейной палате.
4 Московская Оружейная палата.
Оригинал взят у
rosh_mosoh в
Царское счастье Фото взял из древнего захоронения. Может так и выглядела корона Молхома..