"Одна из основных тайн, загадок монастыря Новый Иерусалим - это то, какая святыня была предуготована Святейшим Патриархом Никоном для поклонения в этой обители?
Известно, что для Иверского монастыря им была специально заказана и привезена с Афона Иверская икона Божией Матери (Вратарница), для Онежского Крестного монастыря на Кий острове - удивительная святыня - Кийский крест . Просто не могло быть такого, чтобы для своего любимого Воскресенского монастыря на реке Истре Святейший Патриарх Никон не предуготовил святыни.
В городе Истре рядом со скитом до 70-х годов прошлого века на небольшом возвышении лежал плоский камень, рядом всегда лежали цветы. Люди приходили к камню со своими болезнями, и они, по преданию, исцелились. В хрущевские времена камень сбросили в реку Истру. В то же время срубили Истринский Мамврийский дуб, а гору Фавор отдали под дачи, чтобы народ не поклонялся святыням. Примерное место на реке, куда сбросили камень, указала старушка, на квартире которой якобы жил тракторист, сбросивший камень в реку.
Однако, великая святыня, камень Гроба Господня, не могла не быть связана с Новым Иерусалимом, хотя бы потому, что в числе святынь, находившихся в монастыре в XIX веке, упомянута "часть камня от Гроба Господня, вделанная в икону, изображавшую Христа Спасителя во гробе".
Некоторые исследователи посвятили целую жизнь исследованию судьбы плиты камня Гроба Господня, на которой, по преданию, ангел начертал нерукотворный лик Спасителя. Был ли это камень повития?... Камень помазания остался, сегодня ему поклоняются в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, а камня повития нет, хотя известно, что в Константинополе до самого четвертого Крестового похода (1204 год) он был. Основные перипетии этих поисков, источники и основания полагать, что в реку Истру-Иордан, возможно, сбросили именно этот святой камень, содержатся в статье истринского священника Дмитрия Шмелева, опубликованной в газете "Завтра" №17 (701) в апреле 2007 года "Загадка Нового Иерусалима. От Добрыни Ядрейковича до Патриарха Никона", а также на сайте некоммерческой организации благотворительного фонда "Русская Палестина" www.ruspal.ru в сети Интернет. Однако это лишь одна из версий.
События в Византии в начале XIII века были известны и в России. Наиболее осведомленными в византийских событиях оказались новгородцы. Самый подробный перечень святынь, находивщихся в храмах предпогромного Царьграда, оставлен нам новгородским боярином Добрыней Ядрейковичем. Его "Хожение" с величайшим благоговением описывает святыни, украшения церквей, иконопись, предания, некоторые чинопоследования и даже церковное устроение (количество и организацию духовенства и его содержание). Описание Добрыни относится к 1200 г. Подробное описание Константинопольского разорения и того, что ему предшествовало, мы также находим в новгородских летописях. Есть мнение, что это описание тоже восходит к Добрыне Ядрейковичу, бывшему свидетелем трагедии 1204 года.
По возвращении в Новгород из Константинополя он принял монашество в Хутынском монастыре под именем Антония, а в 1211 г. был возведен на архиепископскую кафедру, которую занимал до 1218 г. Затем был изгнан и снова избран в 1225 г. Его второй период архиепископства сопровождался тяжелыми испытаниями для Новгорода: голодом и эпидемиями.
Суеверные новгородцы еще раз сместили Антония, а затем опять избрали в 1227 г. Скончался Антоний в Хутынском монастыре, удалившись туда на покой, в 1231 г. Он был погребен с почестями в Мартирьевской паперти Софийского собора и вначале почитался местно, а в XVII в. был канонизирован как общечтимый святой. Удивительно в этой биографии не только то, что Добрыня сразу после пострижения стал Архиепископом, а также и то, что канонизирован он был в XVII веке в бытность Патриархом Всероссийским Святейшего Никона.
Именно плиту (трансенну) вез Добрыня Ядрейкович (Андрейкович), как это представлялось создателям "Лицевого Летописного свода" Миниатюра "Лицевого Летописного Свода" представляет именно перемещение плиты. Именно Добрыня Ядрейкович и привез из Константинополя камень Гроба Господня, который разместили в храме Святой Софии в Новгороде. Известно, что затем, с начала XVII века, как великая святыня камень хранился в Московском Кремле. Попал ли он в Воскресенский монастырь и тот ли камень сбрасывали в реку Истру - Господь ведает…
Интересно, что на иконе Святого Варлаама Хутынского в клеймах есть сюжеты, весьма напоминающие момент благословения Добрыни Ядрейковича на "хожение" в Царьград. Требуются исследования. Может быть, доживем до момента, когда достанут камень из реки из-под слоя ила и окажется, что по описанию он совпадёт с подробным описанием Добрыни камня Гроба Господня.
Обнаруженное Святой Равноапостолькой царицей Еленой погребальное ложе Спасителя, мгновенно стало местом особого поклонения. Сразу после открытия мест страстей Христовых в IV веке паломники стали разными способами уносить с собой части Святого Ложа. И вскоре вся плита стала в трещинах и кавернах. Для того, чтобы уберечь святое ложе от паломников, каждый из которых пытался отбить часть камня и увезти с собой, ложе было закрыто плитой (трансенной). Первая трансенна, лежавшая на погребальной "лавице" при Константине и Елене (к 337 г.), могла оказаться в собрании реликвий Фаросской церкви Константинополя, еще в результате реконструкции? предпринятой при Константине Мономахе, с 1042 года. Дальнейшая, после начала XIII в., судьба этой каменной плиты-реликвии остается неизвестной.
Игумен Даниил, первым из русских людей посетивший Святую Землю, оставил такое описание Кувуклии Храма Гроба Господня в своей книге "Хожение игумена Даниила":
"Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане".
По известным описаниям в камне, который был привезен в Софию Новгородскую, было три отверстия (плита-трансенна). Возможно, именно этот камень, покрывавший ложе Спасителя в Кувуклии Храма Гроба Господня, и был привезен вначале в Константинополь, а затем в Новгород Добрыней Ядрейковичем?
Это означает, что первая плита трансенны, положенная на "лавицу", являлась своеобразным эталоном для "мер Гроба Господня" и соответствовала росту Спасителя.
"Три отверстия трансенны, выполненные изначально при постройке иерусалимского Святогробского храма, не случайность, а были прорезаны в плите в соответствии с семантикой Триединства, утвержденного Никейским собором, как своеобразные "окна" к поверхности камня, соприкасавшегося с земной Плотью Иисуса Христа. Значит, места их размещения на поверхности, хранящей "отпечаток Божественного Тела", регламентированы требованиями, предъявляемыми к иконе (Образу Божьему)".
Большинство исследователей полагают, что Добрыня Ядрейкович вез "меру Гроба Господня". В связи с этим кажется вполне возможным, чтобы Добрыня Ядрейкович вез из Царьграда не копию плиты (камня в Новгороде Великом было достаточно и везти каменную копию особого смысла не было), что кажется нелогичным, а первую плиту- трансенну. Эта плита- трансенна называлась также "мера Гроба Господня".
Стройную версию переноса одной из наиболее значимых святынь христианского мира под названием "Гроб Господень", которой следует и священник Дмитрий Шмелев, предложил историк Дмитрий Зенин, связав наличие такой святыни в Новгороде Великом с контекстом "крестового похода на Русь", объявленного энцикликой папы Григория IX(1239 г.), и со шведским походом 1240 года. Версия эта весьма вероятна. Иначе как объяснить, что было делать именно крестоносцам на севере России?
Еще одним подтверждением исключительно большого значения, которое придавали современники победе в Невской битве, является прижизненная канонизация Святого благоверного князя Александра Невского. А, как известно, Александр Невский разбил именно крестоносцев и на Неве, и на Чудском озере. А благословил его на эти битвы Святой Антоний Новгородский.
Наличие такой реликвии, привезенной владыкой Антонием Новгородским из Константинополя, логически объясняет и особый новгородский чин богослужения в канун Светлого Христова Воскресенья с использованием реликвии с тем же названием: Гроб Господень. Косвенно подтверждает наличие реликвии невероятного по масштабам значения из самого Иерусалима существование в Софии Новгородской раннесредневековой иконы Иерусалимской Богородиц.
Добрыня вполне мог привезти в Великий Новгород первую, или одну из первых трансенн-плит с тремя отверстиями, покрывавшей "лавицу" в пещере Гроба Господня, еще со времен равноапостольных императора Константина Великого и Елены, лежавшую на месте, где три дня пребывало Тело. Такую версию подтверждают новгородские каменные иконки, где изображена именно трансенна с тремя отверстиями, правда, установленная вертикально, на боковой стороне "лавицы", как это стало после реконструкции в иерусалимском храме Гроба Господня при крестоносцах. Добрыня Ядрейкович привез из Царьграда дофег?
"Первосвященники и книжники, придя к Пилату вечером в пятницу после распятия Господа Иисуса Христа, сказали ему:
"Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мертвых, и будет последний обман хуже первого" (Мф.27,64). "Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать" (Мф.27,66). За повреждение печати синедриона полагалось суровое наказание.
Вход в главную пещеру был закрыт большим и тяжелым камнем, который историки называют "голел", а для поддержки прислонили к выходу и камень поменьше, так называемый "дофег". Именно в месте соприкосновения этих двух камней еврейские правители на следующий день, несмотря на субботу, поставили печать, чтобы был виден их малейший сдвиг с места. Не дофег ли покоится под слоем ила на дне быстрой реки Истры (Иордана)?
И действительно, что делала немецкая дивизия "Дас Рейх" в монастыре две недели в декабре 1941 года, когда весь фронт ушел вперед? Эта дивизия как раз специализировалась на изыскании ценностей.
Тайны Русской Палестины