20 марта в первое воскресенье Великого поста православные христиане празднуют Торжество Православия. Слова «ересь» и «анафема» известны всем. Но для большинства современных людей они ассоциируются лишь с чем-то средневековым, никак не связанным с реальной жизнью: с пытками и кострами инквизиции, ну или переносными значениями этих слов, когда «ересью» называют любую несуразицу. Для людей же воцерковленных в этих словах нет ничего страшного и экстраординарного. Напротив, во многом именно в противостоянии еретическим толкованиям христианства и заключается суть Православия - ортодоксального следования христианской Истине. «Ересь» же (в переводе с древнегреческого «выбор, учение, направление») - это лишь отступление от той догматической чистоты христианского вероучения, которое было дано нам в Священном Писании и Святоотеческом Предании, деяниях святых апостолов и их последователей - отцов Вселенских и Поместных соборов Православной Церкви. Именно на Вселенских и Поместных соборах на протяжении веков вырабатывалось церковное учение, отступление от которого для любого православного христианина смерти подобно. Смерти духовной, а потому «анафема» - отлучение от Церкви - это не проклятие, а именно констатация факта, что тот или иной человек или группа лиц отпала от церковного единства, одним из важнейших критериев которого является единство в вере. Мы знаем не только средневековые анафемы, но и отлучение от Церкви того же Льва Толстого. Гениального русского писателя, поставившего свой духовный авторитет выше церковного и проповедовавшего собственное учение, имеющее мало общего с православным христианством. Мы знаем анафематствование последователей Рерихов и Блаватской, оккультных учений XX века, и отлучение от Церкви представителей украинских националистических сект, именующих себя «православными церквами», но на деле являющихся русофобскими сектами.
А для того, чтобы продемонстрировать важность чистоты православного вероучения в нашей Церкви более тысячи лет назад было установлено празднование, совершаемое в первое воскресенье Великого поста - Торжество Православия. Празднование связано с событиями созванного византийской императрицей Феодорой Константинопольского собора 843 года, на котором было восстановлено православное иконопочитание и анафематствованы иконоборцы. И сегодня, когда мы приходим в церковь хотя бы только даже для того, чтобы поставить свечку, то должны понимать: Православие - это не только обряды и требы, но и величайший вероучительный комплекс, азы которого (в частности, заключённые в Символе веры) каждый православный христианин должен знать наизусть. И не только знать, но и применять к своей собственной жизни.
Оригинал взят у
petrpavelhram в
Торжество Православия: 20 марта (7 марта по старому стилю)