Благочестивая трапеза православного христианина, начинаемая по обыкновению молитвой Господней и оканчиваемая благодарственной, по духу и смыслу православного предания может быть называема "малой евхаристией". Тайная вечеря, на которой было утверждено таинство Евхаристии, по замечанию исследователей, являлась копией пасхального седера, ритуальной семейной трапезы. Таковой же была и первохристианская евхаристия - "ломлением хлебов по домам".
Голубцов А.П. "Из чтений по Церковной Археологии и Литургике"
"Что же касается до совершения евхаристии, то это не было вначале какое-нибудь сложное литургическое действие с широкой обрядовой обстановкой; в своей первоначальной форме это было простое с внешней стороны, но таинственное с внутренней преломление хлеба и благословение чаши, совершавшиеся с известными молитвами предстоятелем собрания".
А каково было причащение отшельников?
Отношение восточного монашества к евхаристическим собраниям выражено преп. Анастасием Синаитом в его Вопросе 2, в ответ на недоумение собеседника по поводу уклонения отшельников от церковных собраний и соборных богослужений (синаксисов). Анахорет сказал в ответ:
"Подобные синаксисы и литургии и праздники созданы для всех… поэтому если человек может быть свободен от грехов, то и Господь может пребывать в нем, как написано… Однажды человек превращается в живой храм Божий, и душа, ведомая Богом, удаляется от всякого желания видимых церквей и синаксисов и человеческих праздников. В нем уже пребывает Отец и Сын-Первосвященник и Дух, истинный огонь; внутри него находится жертвоприношение Богу в истине и сокрушенный дух; внутри него алтарь … внутри - царство и Иерусалим на высотах…".
"Хлеб ангельский яде человек" (Пс. 77, 25).
Самое известное свидетельство о монашеском причащении -рассказ аввы Пафнутия о житии великого пустынника преподобного Онуфрия Египетского, которого он сподобился увидеть перед его блаженной кончиной по Промыслу Божьему и похоронить.
"Как же ты причащался Божественных Таин? - спросил я его.
- Каждое воскресенье приходит ангел Господень и причащает всех пустынников. Мы получаем такое духовное утешение, что не испытываем ни голода, ни печали, ни боли весь тот день. И если кто-нибудь из нас хочет увидеть человека, ангелы возносят его в рай.."
Сам авва Пафнутий на обратном пути после погребения преподобного Онуфрия сподобился такого "ангельского" причащения с другими пустынниками:
"Всю ночь мы провели в пении псалмов и духовных песен. Наутро, когда пришел ангел, мы почувствовали чудесное благоухание. Я причастился из рук ангела. Он благословил нас и сказал:
- Да будет Тело и Кровь Владыки Христа пищей нетленной в жизнь вечную.
- Аминь, - отозвались мы со страхом".
Ангельское или духовное причащение могло совершаться и при некоем вещественном посредстве.
Преподобный Исаак Сирин "Слово 8. О хранении и блюдении себя от людей расслабленных и нерадивых; о том, что от сближения с ними воцаряется в человеке нерадение и расслабление"
"Кто часто строит пиры, тот работник блудного демона и оскверняет душу смиренномудрого. Дешевый хлеб с трапезы непорочного очищает душу ядущего от всякой страсти. Воня от трапезы чревоугодника - обилие яств и печений. Безумный и несмысленный привлекается к ней, как пес к мясной лавке. Трапеза пребывающего всегда в молитве сладостнее всякого благоухания от мускуса и благовония от мира; боголюбивый вожделевает оной, как бесценного сокровища.
С трапезы постящихся, пребывающих во бдении и трудящихся о Господе, заимствуй себе врачевство жизни и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный и горечь злострадания их претворяет в неисповедимую Свою сладость; духовные же и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. И я знаю одного из братии, который ясно видел это собственными своими глазами.
Блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от Создателя. Блажен, кому пищею Хлеб, сшедший с неба и даровавший жизнь миру. Блажен, кто на поле своем узрел Орошение жизни, по милосердию исходящее из недр Отчих, и к Нему возвел око. Ибо когда испиет оного, возвеселится и процветет сердце его, и будет в веселии и радости. Кто в пище своей узрел Господа своего, тот укрывается от всех и один причащается Его, не вступая в общение с недостойными, чтобы не стать их сопричастником и не остаться без озарения лучом Господним. А у кого в пищу примешан смертоносный яд, тот не может вкушать ее с приятностию без друзей своих. Тот - волк, пожирающий мертвечину, кто вступает в дружбу ради собственного своего чрева. Какая ненасытность у тебя, несмысленный, - хочешь наполнить чрево свое за трапезою нерадивых, где душа твоя исполняется всякой страсти! Сих предостережений достаточно для тех, которые могут обуздывать чрево.
Весьма сладостна воня постника, и встреча с ним веселит сердца рассудительных, а на чревоугодника от обращения с ним нападает страх, и он употребляет все меры не есть с постником..."
Оригинал взят у
rosh_mosoh в
Хлеб животный