Свт. Иоанн Златоуст.
«Время приобщения определяется не праздником или торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью. Как человеку, не сознающему за собой ничего худого, можно приобщаться каждый день, так напротив погрязшему во грехах и не раскаявшемуся не безопасно приступать к этой трапезе и в праздник. «…» Посему увещеваю всех вас приступать к божественным таинствам не по поводу праздника только; но если вы пожелаете приобщиться этого святого приношения, то за несколько дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными предметами, и не возвращаться назад, как пёс на свою блевотину (2 Петр. 2:22)».
( Творения, том 1, кн. 2, М.,- 1991г., с.554)
«Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью».
( том 12, Спб.Д.А.,- 1906г., с.153)
«В древности многие приступали к Святым Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время когда Христос преподал их (видимо имеется в виду Великий Четверг - день воспоминания Тайной Вечери-прим. моё). Заметив вред какой бывает от небрежного приступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитв, слушания Слова Божия, и церковных собраний дабы все мы тщательно очистив себя в эти дни молитвою, милостынею, постом, всенощными бдениями, слезами, исповедью, и всеми другими средствами, приступили таким образом чистою совестью, сколько нам это возможно».
( том 1, кн.2, с.674)
«Главное благо в том, чтобы приступать к ним (Св.Тайнам) с чистою совестью. «…» Не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но - чтобы бы в праздники и тогда, когда приступают все».
( том 10, кн.1, с.277)
«…нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями. Под именем порочных пожеланий я разумею, как телесные, так и душевные - любостяжание, гнев, злопамятность, и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого, и тогда касаться этой чистой жертвы». (Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкование первого послания ап. Павла к Коринфяном. М.,- 1998г., с.426)
«Повинны мы в нечестии против Господа,когда без достаточной готовности тела приступаем к соединению с Его Телом…».
(том 8, Спб.Д.А.,-1902г., с.932)
«Немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. «…» Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается этою жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть - рука, раздробляющая эту плоть, уста, наполняемые духовным огнём, язык, обагряемый страшною кровию?».
( том 7, кн. 2, с.826 )
«Приобщившись такой трапезы, тебе следовало бы сделаться смиреннее всех и уподобиться ангелам, а ты сделался жестокосерднее всех; «…» после принятия крови Господней, когда тебе следовало бы соблюдать пост и воздержание, ты предаёшься пьянству и безчинию. «…» Вспомни, что делали апостолы, причастившись священной вечери; не к молитвам ли и песнопениям обратились они, не к священному ли бдению, не к учению ли продолжительному и исполненному великого любомудрия? «…» А ты, если прежде причащения постишься, чтобы сколько-нибудь оказаться достойным причащения, то после причащения, когда надлежало бы усилить воздержание, погубляешь всё. Но не одно и тоже поститься прежде или после: должно быть воздержанным и в то и в другое время, но особенно после принятия Жениха; прежде для того, чтобы сделаться достойным принятия, а после для того, чтобы не оказаться недостойным принятых даров. Неужели же, скажешь, должно поститься после причащения? Я не говорю этого, я не принуждаю; хорошо разумеется, делать и так, однакож и не насилую, а лишь увещеваю не предаваться безмерному пресыщению. «…» Или не знаешь сколько зол происходит от пресыщения? Неуместный смех, непристойные речи, пагубные шутки, бесполезное пустословие и многое другое о чём и говорить неприлично».
( том 10, кн.1, с.274 )
Прп. Исидор Пелусиот.
«Падающие и не осмеливающиеся приступить к Священным Тайнам, благосознательны и скоро могут достигнуть того, чтобы не грешить. А согрешающие и осмеливающиеся нечистыми руками касаться Пречистых Тайн…достойны тьмочисленных наказаний. Ибо по неложному слову Павлову, делают они себя повинными телу и крови Господни (1 Кор. 11:27). Почему к первым не с такою силою приступает диавол, зная, что хотя они и падают, но сознавая сие, хранят уважение к Божественному, а на последних, которые грешат и не сознают того, или хотя и сознают, но пренебрегают тем и осмеливаются касаться Священных Тайн, диавол, справедливо почитая сие признаком совершенного бесчувствия и развращения, нападает всеми силами. Так поступил он и с предателем. Ибо вошёл в него не потому, что пренебрёг…Владычнюю Кровь, но потому, что из лукавства Иуды заключил о неисцельной болезни его. Поскольку Иуда замышляет предать, но не отказывается от приобщения, то диавол увлекает его. А если бы увидел его сохраняющим благоговение к Божественному Таинству и отрекшимся, то, может быть, миновал бы его как ещё трезвенного. Но поскольку увидел, что он отуманен любостяжательностью, что нет уже в нём правого помысла, но выходит он из себя от ненасытного упоения, а сверх того осмелился прикоснуться к тому, к чему в таком состоянии и касаться не надлежало, то познав его безчуствие, всецело вошёл в него».
( Письма. Часть 2. М.,-1860г., с.359)
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
«Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить не осквернённою чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить ко святому жертвеннику…».
(Писания. Собеседования египетских отцов, авва Феона. Т.С.Л.,-1993г., с. 569)
«Кто будет есть…эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая её такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом;…духовные немощи и смерти происходят от такого причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, т.е. подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости».
( там же с. 570 )
«Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешниками; но ещё более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однакож с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящения и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они, подлинно, больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому, что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый господский день принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их».
( там же с. 605 )
«Если бы мы считали себя недостойными принятия таинств, всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним, и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира».
(там же с. 570 )
Прп. Феодор Студит.
«Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный, а если в иной день бывает Литургия, нет. Между тем как монахам, в особенности общежительным, если бы можно было, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться святых Тайн…это я говорю об очищающих и душу и тело, а не то, чтобы причащаться как случится, просто и без испытания себя».
( Огласительные поучения и завещание. М.,-1998г., с.221 )
«Хлеб этот даёт вечную жизнь; и блажен тот, кто вкушает его, не зная за собой ни одной злой похоти, или вражды, или пьянства, или чревобесия, или сребролюбия, или малакии и всякой иной нечистоты».
(там же с.221 )
«А оскверняющий плоть свою не член Христов, и злопамятный не член Христов, и недостоин причащения, и всякую иную страсть питающий не член Христов. Поэтому каждому надлежит испытать себя, чтобы не был он нечист и злопамятен. И когда очистится и исправится чрез исповедь, тогда пусть причастится Тела и Крови Христовых. Ибо кто недостойно причащается, подвергается великому осуждению, не рассуждая тела Господня. Посему многие и умирают, когда недостойно причащаются, и одержимые недугами не исповедаются».
(там же с. 249 )
Прп. Симеон Новый Богослов.
«Горе недостойно причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, неочищенных покаянием и епитимиёю, он всё больше и больше подпадает власти диавола, и наконец, и совсем им завладевается. И Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом сей Божественной Вечери, тотчас по хлебе тогда вниде в онь сатана».
(Слова. Выпуск 1, изд.2. М.,-1892г., с.280)
«Если любящий грех и недостойно причащающийся Пречистых Тайн - Тела и Крови Спасителя, не подвергается тотчас вразумительным мучениям, то всячески не избежит вечных мучений…Лучше для него, воздержавшись некоторое время от причастия Пречистых Тайн, покаяться, поплакаться пред Богом, потрудиться по силе своей над изменением произволения своего и пресечь злой навык свой греховный и тогда уже причащаться без опасности для души своей: и ижденется из него сатана который, живя в нём, насильственно подверг его на распутство и всякую нечистоту».
( там же, с.283)
"Одному юноше, живущему в миру, прп. Симеон советует: «до тех пор, как твоё состояние духовное будет неизменным касательно дурных действий греха и пока ты не приобретёшь неприклонную волю и окончательную ненависть ко греху…тебе нужно воздержаться от божественных и страшных Тайн»".
(Василий Кривошеин, архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. М.,-1995г., с.104)
«Блаженны ежедневно ядущие Христа с таким видением и ведением, как пророк Исайя уголь, ибо они очистятся от всякой грязи души и тела».
( там же, с.97 )
«Проводящий свою жизнь в стенаниях и слезах, весьма достоин не только в праздник, но каждый день <…> быть в причастии этих Божественных Тайн».
( там же, с.103 )
«Брат, без слёз никогда не приобщайся!».
( прп. Симеон Благоговейный, там же, с.102 )
Прп. Анастасий Синаит.
«Разумем и размышляем о принемающих Святые Тайны Тела и Крови Господни, что если имеют какие-нибудь малые и простительныя грехи, как например: языком, слухом, или взором невольно погрешили, или тщеславием, или печалью, или яростью, или чем-то подобным, осуждая себя и исповедаясь Богу, и таким образом Святыя Тайны принемая, веруем, что во очищение таковых грехов бывает им принятие Святых Тайн ».
( Цит. по: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Оптина пустынь.,-2001г., с. 119 )
Свт. Григорий Палама.
«Если без исповеди и последующего покаяния … человек не будет достоин приятия даже божественных слов, то каким же образом кто воспримет в себе Кровь Христову и Тело, без того, чтобы предъочиститься исповедью и, соответственным прегрешениям, покаянием?».
(Беседы. часть3. М.,-1993г., с.158)
«Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обременённом грехами. «…» Каким образом в нас самих возъимеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путём исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая её творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния?».
(там же, с.159)
«Предварительно смыв с себя скверны, сущия в глубине души, приступим. Потому что таким образом мы придём во спасение. Если же с дурною совестию, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самыя Божии щедроты и терпение Его к нам. «…» Божественный Дар, конечно, не терпит ущерба: потому что он - неуязвим; но он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял его».
(там же, с.160)
«Посему не только предъочистим себя и таким образом приступим, но и после того, как получили Сей Божий Дар, будем внимать себе и проявим большую бдительность, чтобы пребывать выше страстей и возвещать добродетели. «…» Причащаясь Крови Завета Христова, будем внимать, чтобы нашими поступками не сделать его недействительным для нас».
(там же, с.164)
Свт. Тихон Задонский.
«Как христианам должно к причащению Тела и Крови Христовой приступать? Многие много читают молитв, псалмов и акафистов, но сие приготовление недовольно. Ибо молитва от неисправного и непокаявшагося сердца не приемлется Богом. Страшно приступить неочистившемуся истинным покаянием; страшно, также, и приступившему и причастившемуся мирскими похотями оскверняться. «…» Многие христиане, причащающиися сей Св. Тайне, не в лучшее, но в худшее успевают, ослепляются более, не просвещаются, ожесточаются, не исправляются, и так от греха в грех падают, но греха своего не познают, и греха за грех не поставляют, делают то, чего язычники не делают. Причина тому сия есть, что презирают Божию благодать. «…» Должно себя грешникам исправить да не в суд причащаются. «…» Всякому нужно исправить, очистить и обновить себя, да неосужденно приступит. «…» Опасно и страшно приступать не оставляющему греха и совесть замаранную и раздраженную грехами имеющему, да не в суд себе яст и пиет. Рассуждай себе христианине и берегись неисправным приступать и, приступивши, опять мирскими похотями оскверняться. Ибо Господь наш огнь есть, недостойныя поядаяй».
(Творения, том 3. Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь, - 1994г., с. 244-245)
Свт. Феофан Затворник.
«Что касается до чаще то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырёх. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более своё внутреннее упорядычивать и приводить в совершенство.»
(Собрание писем. Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь, - 1994г. выпуск 3, письмо 500, с.177)
«Как часто говеть? Так часто как сможете. Но наперёд положите все посты говеть и из больших великий и рождественский, раза по два или по три.»
(выпуск 4, письмо 556)
«Уж коли положили причащаться во все двунадесятые праздники, и надо бы так вести. Но и то правда, что иногда сии праздники идут скоро один за другим, так что их на один месяц приходится два, тогда как на другой не одного. В таком случае точно лучше в один какой праздник опустить Св. Причастие, и перенесть его в другой месяц, приурочив к какому нибудь дню».
(выпуск 4, письмо 743, с.234)
« О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды, или два раза - самая мерная».
(выпуск 4, письмо 757, с.255)
«Вы спрашивали о Св. Причащении. Нисколько не помешает часто причащаться с приготовлением истинным. Хорошо бы каждый пост, а в великий и предрождественский и по дважды. Впрочем как Господь по сердцу положит; только хорошо (т.е. с правильным приготовлением, - прим. составителя) причащаться. Где же и живот!».
(Начертание христианского нравоучения. Том 1. М., Паломник - 1994г., с.70)
Cвт. Игнатий (Брянчанинов)
Из письма к заболевшей сестре:
«Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, «…» а говение и причащение Св. Тайн отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению, и потому пожать обильную пользу.
Св. Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщилась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась перед концом жизни».
(Собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. М.; «Благовест», 2001г. - с.542)
Прп. Амвросий Оптинский
«По заповеди церковной, православные христиане должны приобщаться св. Тайн во все четыре поста; а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться кроме постов и в большие промежутки, как например, между Успенским и Рождественским постом».
(Собрание писем иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Часть 1. Сергиев Посад, 1908г. - с.185)
«Ты в болезни приобщалась Святых Тайн Христовых каждую неделю, и сомневаешься не часто ли. В серьёзной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Тайн и чаще. Нисколько не сомневайся в этом».
(Цит. по: Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Том 2. Оптина пустынь. 2003г. - с.171)
Прп. Макарий Оптинский
«Частое причащение Пречистых Тайн Христовых весьма хорошо бы и спасительно, ежели бы не сопрягалось в вас с сим ропота и осуждения других за сребролюбие; вы видите в других сучец, а в себе бревна не замечаете… Посему лучше раз или два приступить, но без ропоту, нежели часто с роптанием и осуждением других».
(Цит. по: Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев Том 2. Оптина пустынь. 2003г. - с.171)
Прп. Никон (Беляев) Оптинский
«Что лучше - редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая своё недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению - одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству».
(Цит. по: «Нужно жить нелицемерно…».Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь. - с.125)
Из Лавсаика епископа Палладия:
«Видели мы и другого пресвитера, по имени Евлогий, который во время принесения Богу Даров получал такую благодать ведения, что узнавал мысли каждого из приходивших монахов. Часто бывало, заметив, что какие-нибудь монахи хотят подойти к жертвеннику, он удерживал их и говорил:
- Как вы осмеливаетесь приступить к Святым Тайнам с худыми мыслями? Вот, в эту ночь ты имел нечистую мысль. Иной размышлял во сне своём, что нет никакого различия в том, грешником или праведником приступит кто к Святым Дарам. Другой имел сомнение касательно самих Даров и думал: освятят ли они меня?
Итак, удалитесь на некоторое время от Святых Таинств и покайтесь от души, чтобы получить отпущение грехов и стать достойным общения со Христом. Если же не очистите сперва мыслей, то не можете приступить к благодати Христовой».
(Лавсаик. Об авве Евлогии пресвитере. Клин. 2001г.)
Каноны:
8-е правило святых Апостолов: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извенён. Аще же не представит: да будет отлучён от общения церковного, яко соделавшийся причиной вреда для народа, и на совершавшего приношение наведший подозрение, что тот будто-бы неправильно совершал»
9-е правило святых Апостолов: «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не
пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви произвдящих, от-
лучати подобает от общения церковного».
2-е правило Антиохийскаго собора: «Все входящие в церковь , и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное…»
Толкования этих правил.
Иеромонах Матфей Властарь(14 в.) считает, что под эти каноны подпадают «отвращающиеся от причащения по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению». Применяя данный канон к современной ему действительности Матфей (ссылаясь на Вальсамона) пишет: «сии правила постановлены относительно священнодействующих…и мирян , не пребывающих до тех пор , пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно - принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае - отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира?". «Я думаю,- пишет Матфей,- что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь…»
(Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996г. - с.294).
Епископ Никодим (Милаш): «не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, т.к. легко могло быть что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни»
( Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского, т.1, Т.С.Л., 1998г. - с.69 )
Оригинал взят у
glas_v_pustyne в
Святые отцы о Причащении