Согласно учению Св. Церкви, основанному на пророческих откровениях и выраженному в предсказаниях прозорливых мужей последних времен, человечеству надлежит перед концом испытать нечто вроде того оставления, которое претерпел Господь наш Иисус Христос во время Голгофских страданий (преп. Серафим Саровский). В это время, называемое иначе «годиной искушения», «седминой скорби», «семилетьем» (по числу составляющих его лет), власть «сына погибельного», антихриста, хотя и прострется на всю вселенную, не коснется, однако, некоего малого пространства земли, известного под названием «земли обетованной», апокалиптической «пустыни», «града ограждения», «стана святых», «города возлюбленного», «святой горы», «Нового Иерусалима». Здесь на «малое время» перед кончиной века найдет себе упокоение Св. Церковь.
Антихрист «уничтожит две части мира, - пишет древнецерковный писатель Лактанций,- третья же часть убежит в пустыню, но он в неистовстве и бешенстве неумолимого гнева поведет войско в пустыню и осадит гору, куда убегут праведные. И когда они узрят себя осажденными, они взмолятся о Божией помощи громким голосом и Бог услышит их и пошлет им Освободителя» (из книги Лактанция «Эпитомы» 70 и 71).
О том, что речь идет здесь именно об определенном географическом, а не только о мистическом и духовном пространстве, достаточно точно уясняется в последние времена из предсказаний преп. Серафима Саровского: «Антихристианство... развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе все прочие племена земные. И это верно, как 2 х 2 = 4» (Преп. Серафим Саровский, Душеполезное чтение, 1912 г.).
Такое собирание на одном пространстве (интерриторизация) Церкви произойдет в результате жесточайшей борьбы сил Добра и Зла, остатка верных, малого стада Христова, избрания или опричнины Его с талмудическим жидовством.
«Собираем соберется Иаков со всеми, приемляй прииму оставших Израилевых, вкупе положу возвращение его, аки овцы в скорби, яко паству посреде ложа их, изскочат от человек. Взыди просечением пред лицем их: просекоша, и проидоша врата, и изыдоша ими. И изыде царь их пред лицем их, Господь же вожь их будет» (Мих. 2, 12-13), - говорит устами Своего пророка Господь. В этом пророческом обетовании дано наиболее полное и точное описание того, каким образом и при каких обстоятельствах произойдет избавление остатка верных Христовых от всеобщей погибельной участи, которая постигнет вселенную.
То же и у пр. Давида: «Сокрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения» (Пс. 30, 21-22).
То же и у пр. Ездры: «Будет бо местам место, и от соседних градов восстанут мнози на боящихся Господа. Будут аки неистови, никогоже щадяще на расхищение и запустение еще боящимся Господа. Ибо опустошат и расхитят стяжания их, и из домов их изженут я. Тогда явится искушение избранных Моих, якоже злато, еже искушается от огня. Слышите, возлюбленнии Мои, рече Господь: се пред вами суть дни скорби, и от сих избавлю вас. Не бойтеся, ни сумневайтеся, яко Бог предводитель ваш есть» (3 Ездры,16, 72-77).
То же и у пр. Даниила: «Во время оно восстанет Михаил князь великий, стояй о сынех людей Твоих: и будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго: и в то время спасутся людие Твои вси, обретшиеся вписани в книзе» (Дан.12, 1).
Надлежит же исполниться предреченному «егда скончается рассыпание руки людей освященных» (Дан.42, 8), как говорит пр. Даниилу Ангел Откровения, то есть, остаток верных соберется и поднимется на борьбу с антихристом и полчищами его.
Эту же примету конца находим в другом месте: «И беззаконнующие завет наведут с прелестию, людие же ведуще Бога своего премогут, и сотворят» (Дан. 11, 32).
И иначе: «Слышите слово, люди Мои, уготовайтеся на брань, и в злых тако будите, яко же пришельцы земли» (3 Ездры, 16, 41).
Собирание верных будет происходить под благодатным водительством и заступничеством архистратига небесных воинств Михаила. «Радуйся, в день последний избранных от четырех концов земли имеяй собрати», -воспевает о сем Св. Церковь, имея ввиду прореченное Самим Господом о последних временах: «И соберут избранныя его от четырех ветр, от конец небес до конец их» (Мф. 24, 31).
Собирание верных будет осуществляться через разделение с врагами Божиими и лжебратиями, ибо «смысленные люди уразумеют много и изнемогут в мечи, и в пламени, и в пленении, и в разграблении дней. И егда изнемогут, поможется им помощью малою; и приложатся к ним мнози с прелестию» (Дан. 11, 34-35).
Когда из-за умножения беззаконий ужесточится брань христиан с жидами и прольется кровь: «И восхитят неких от вас и заколют в жертву идолам» (3 Ездры, 16, 69), тогда теплохладным, «обуморенным» (Ап. 3, 16) уже не найдется места в Церкви и они будут вынуждены либо предательски соединиться с жидами и быть убитыми ими («и иже соизволят им, будут им в посмех, и в поношение, и в попрание» (3 Ездры, 16, 70), либо встать в ряды ведущих противоритуальиую брань и «просечением» проходящих сквозь врата града, - «блажени творящие заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же пси, и чародее, и любодее, и убийцы, и идолослужителе и всяк любяй и творяй лжу» (Ап. 22, 14-15).
Прообраз апокалиптического «просечения», опричного «перебора людишек» дан Моисеем, повелевшим казнить осквернившихся идольским служением Израильтян. «Видев же Моисей люди, яко разделишася, раздели бо их Аарон в порадование супостатом их. Ста же, Моисей во вратех полка, и рече: аще кто есть Господень, да идет ко мне. Снидошася бо к нему вси сынове левиины. И рече им: сия глаголет Господь Бог Исраилев: препояшите кииждо свой меч при бедре, и пройдите и возвратитеся от врат до врат сквозе полк, и убийте кийждо брата своего, и кийждо ближняго своего, и кийждо соседа своего. И сотвориша сынове левиины, якоже глагола им Моисей: и паде от людей в той день до трех тысящ мужей. И рече им Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу кийждо в сыне своем, и в брате своем, да дастся на вас благословение» (Исход. 32, 25-29). Видишь, как «разделением» названо идолослужение, то есть, отпадение от Бога.
Закончится противоритуальная брань о Господе полной победой святых: «Разрешен будет сатана от темницы своея и изыдет прельстити языки сущия на четырех углех земли, Гога и Магога, собрати их на брань, их же число, яко песок морской. И взыдоша на широту земли и обыдоша святых стан и град возлюбленный. И сниде огнь от Бога с небесе и пояде я. И диавол льстяй их ввержен будет в езеро огненно и жупелно» (Ап. 20, 7-10). Кого же пояст божественный огнь? Тех или других? По-видимому, в Откровении описывается грядущее таинство апокалиптической пещи, разделением огня орошающей верных и опаляющей нечестивых (7 п. канона, ирмос).
На основании сказанного в Акокалипсисе и согласуясь с пророческими указаниями последних святых, нетрудно вычислить местоположение и размеры того географического пространства, которое, будучи охраняемо покровом сугубой Божественной благодати, не подпадает под власть антихриста и в которое «не имать внити всяко скверно, и творяй мерзость, и лжу, но токмо написанныя в книгах животных Агнца» (Ап. 21, 27).
Икона "Спас в силах"
В Священном Писании «обетованная земля», град Божий носит название «Иерусалим». Но после распятия иудеями Иисуса Христа достоинство Святого Града отнимается от Иерусалима Палестинского. Древняя земля оскверняется великим нечестием, мерзостью запустения. Святые по этому поводу замечают: «Мы читаем в Иоанновом Апокалипсисе: зверь, иже исходит от бездны, убиет я, (Эноха и Илию) и трупы их оставит на стогнах града великого, иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть (Апок. 11, 7-8). Если, говоришь ты, града великого, идеже распят бысть Господь, несть другого кроме Иерусалима, а место, где распят Господь, нарицается духовне Содом и Египет, значит, Содом и Египет, где распят был Господь, и есть Иерусалим. Сначала мы хотим заметить тебе, что Священное Писание вообще не может противоречить самому себе, и в особенности не может разногласить одна и та же книга, или, сказать еще ближе, - одно и то же место одной и той же книги. Но в Апокалипсисе, ...менее чем десять стихов назад написано: «восстани, и измери Церковь Божию и алтарь и кланяющиеся в ней, и двор, сущий внутрь церкви, изнеси внеуду, ниже и измери его, зане дан бысть языком, и град святый поперут четыредесят и два месяцы» (Ап. 11, 1-2). Если Иоанн в Апокалипсисе, написанном уже много лет спустя после страданий Господа, называет Иерусалим градом святым, то как мог бы назвать его духовным Содомом и Египтом? Ты не можешь на это сказать, что святым называется небесный Иерусалим, будущий, а Содомом - разрушенный, поелику в Апокалипсисе говорится насчет будущего, что зверь иже исходит от бездны, сотворит с двумя пророка¬ми брань, и победит их, и убиет я, и трупы их оставит на стогнах града вели¬кого» (Твор. блаж. Иеронима, Киев, 1894 г., ч. 2, с. 5, Письма к Марцелле).
И в другом месте: «С тех пор как разорен Иерусалим не называется уже святым городом, но, потеряв святость и прежнее имя, зовется в духовном смысле Содомом и Египтом» (Там же, Киев, 1880 г., ч. 3, с. 149).
Отныне освящается Иерусалим Новый, обретающий себе новое место и особые духовно-мистические черты. Описывая показанный ему в Откровении святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, «приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Ап. 21, 2), св. ап. Иоанн Богослов дает и его размеры: «Город расположен четвероугольником и длина его такая же, как и широта. И измерил он (говоривший с тайновидцем) город тростью на двенадцать тысяч стадий. Длина и широта и высота его равны» (Ап. 21, 16).
В переводе на современный язык и единицы измерения «новый Иерусалим, сходящий с небес от Бога» будет иметь форму равностороннего четырехугольника со стороной 2220 км (стадия =185 м) и площадью приблизительно 3 мл. кв. километров. Очевидно, что сходящий с неба град Божий необходимо должен совместиться с реальным земным пространством.
Нечто о таинстве этого великого и недомыслимого, предуготованного от века схождения града Небесного на землю находим в Апокалипсисе: «И ничего уже не будет проклятого, но престол Бога и Агнца будет в нем» (Ап. 22, 3). И у св. Иоанна Кронштадтского: «Россия есть подножие Престола Божия».
Таинственно, мистически это схождение описано, как снисхождение «огня с неба от Бога» в момент наивысшего напряжения противоритуальной брани. «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Ап. 20, 8), т. е. принял в жертву всесожжения, ту самую, о которой, прозревая последняя, вопиял и пророк Давид: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы» (Пс. 50, 20-21), - души верных, не имеющих пятна и порока.
Можно предположить, что не жалея сил на устроение Дивеевской обители, происходившее по воле Матери Божией в самом глухом месте срединной России, в месте, по слову списателя летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, имевшем до основания здесь монастырского общежития, «особый характер, неприязненный для всего мирного, святого, божественного» (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, с. 25), преп. Серафим прозревал за будущей, согласно его же предсказанию, лаврой особое, символическое для всего христианства значение. Именно такое, особое прообразовательное для последних судеб мира значение и имела ископанная преподобным канавка.
«Вот матушка, говорил о. Серафим старице Евдокии Трофимовне (монахине Евстолии), скажу вам, придет время, у нас в обители все будет устроено, какой собор будет, какая колокольня! А келии и ограды будут каменные и во всем будет у вас изобилие». После этого о. Серафим вдруг заплакал и сказал: «но тогда жизнь будет краткая, ангелы едва будут успевать брать души. А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю, кто даже помогать будет ей и те муки будут избавлены. Канавка же будет вам стеной до небес, и когда придет антихрист, не возможет он перейти ее, она за вас возопиет ко Господу и стеною до небес станет и не впустит его. А колокол-то Московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится» (Летопись, с. 291).
Это замечательное предсказание Великого Угодника Божия преп. Серафима Саровского чудотворца, может быть понято только как иносказательно-прообразовательное описание последних событий мира, причем особое значение Дивеева уясняется при расширительном толковании канавки, как благодатных стен, окружающих всю Россию, а сама Дивеевская обитель приобретает при этом смысл географического центра апокалиптического четвероугольника.
«Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, - пишет в своих записках о. Василий Садовский.- Так, что канавка эта - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит» (Летопись, с. 255).
Известно, что уделом Божией Матери и Домом Пресвятыя Богородицы называется вся Святая Русь.
Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"
Если апокалиптический четвероугольник наложить на карту России с центром в Дивеево таким образом, как он изображается на иконе «Спас в силах» или Божией Матери "Неопалимая Купина", где он символизирует положение Престола Божия, т. е. в виде равностороннего ромба, тогда верхний угол его придется приблизительно на Соловки, нижний - на Новый Афон, а правый и левый углы соответственно на Екатеринбург и Западную Белоруссию.
Очевидно, что речь идет о пространстве равнозначном территории Московского Государства в границах Царя Иоанна Грозного и Алексея Михайловича, площадью около 3 млн. кв. км, к которому участок земли, окопанный преп. Серафимом, относится, как один к ста миллионам - «мерою человеческой, какова мера и ангела» (Ап. 21, 17).
«В посту 1829 г. наконец пришло сообщение Баташевской конторы о жертве трех десятин земли, по просьбе батюшки Серафима и обещанию генеральши Постниковой, Дивеевской обители. О. Василий свидетельствует, что о. Серафим был в такой радости, что и сказать нельзя. Михаилу Васильевичу Мантурову, бывшему тогда в Сарове он дал кадочку меда и приказал, чтобы все сестры собрались и когда обойдут всю землю, то скушали бы мед с мягким хлебом. Весною о. Серафим велел опахать эту землю сохою, по одной борозде три раза… Когда же земля высохла совершенно, то о. Серафим приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубины и вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Для закрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. «Когда так сделаете, говорил батюшка, никто через эту канавку не перескочит» (с. 254-255).
Понимание Святой Руси, как Града Божиего, Нового Иерусалима, сходящего с неба, имеет глубокую укорененность в предании Русской Православной Церкви и находит живое подтверждение в опыте церковно-государственного строительства Царя Иоанна Грозного и патриарха Никона.
Разделение Московского Царства на земщину и опричнину явилось точным уподоблением древне-прообразовательному разделению царства Израильского, по слову Господню, реченному через пророка Самуила: «и разделится Израиль надвое» (1 Царств. 15, 29), которое в свою очередь прообразует последнее царство, как показано было пророку Даниилу в видении истукана, имевшего ноги глинянные и железные, разделенное неким образом само в себе.
«А яко видел еси нозе и перст, часть убо некую железну, часть же некую глиняну, царство разделено будет, и от корене железна будет в нем, яко же видел еси железо смешено с глиною. И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна, часть некая царства будет крепка, и от него будет сокрушена. Яко видел еси железо смешано с глиною, смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, яко же железо не смешается с глиной» (Дан.2,42-43).
Другими словами, в пророческом видении изображено некое государство в государстве, державными Божиими приуготовляемое на последние времена в духе и силе опричнины, жидами же исторически осуществленное и воплощенное в кагале. Обстоятельства места и времени во всех трех случаях показывают совпадение. Давид царствовал над Иудеею семь лет, опричнина Иоанна IV существовала семь лет, к последнему семилетью относится время «разделенного» царства, когда под властью антихриста окажется вся вселенная кроме Святой Руси. Очевидно, что под «несмешенным» соединением двух как бы государств в одном царстве следует понимать не современные суверенитеты и федерации, представляющие собой искусственные национально-государственные образования, а то действительное разделение церкви Божией и церкви жидовской, которое существует в Духе и Истине, не позволяя смешиваться одному с другим. И если железной частью царства по строгости и неукоснительности выполняемых им предписаний о несмешении жидов с гоями безусловно должен быть назван кагал, то наименование глиняной части по своей рыхлости и податливости талмудическому жидовству, по забвению канонических правил, запрещающих христианам всякое общение с жидами, конечно, принадлежит псевдохристианскому мiру. Из этой-то среды и выйдет «просечением» по пути противоритуальной брани то малое стадо Христово, избрание Его, которому в последние времена «возставит Бог Небесный царство, еже во веки не разсыплется» (Дан. 2, 43), или Новый Иерусалим, сходящий с Неба.
Божественные пророчества и предсказания святых, согласно принципу тройного истолкования, имеют ввиду, обнимая в одном тайнозрении, священную историю, эсхатологию и судьбу всякого человека, ищущего пути спасения, из рода в род. Пророчество, сбывшееся однажды и ставшее фактом Священной Истории, исполнится в другой раз в последние времена перед кончиной века. А в духовно-аллегорическом смыле свершается с каждым из верных, как тайна духовного восхождения. Видится, что и разделение братства на братчиков и опричников имело тот же прообразовательный смысл. Те избрали пространный путь, этим достался путь тесный. Царский путь. Бегство на север.
Были поездки в Заволжье, в Обнорскую землю. Покупка дома в деревне. Освоение исторической опричниы. Воздухом подышать. Попробовать на зубок. Поесть хлеба из сорока печей, попить воды из двенадцати ключей. Ощутить и найти то, что в противовес научно- исторической методе, религио- и краеведению называется в посвященных кругах трудно поддающимся вербализации опытом знаточества.
Любимый город Иоанна Грозного. Город Возлюбленный. Сурское озеро. Царское. В котором царь освежался в летний зной. Монастырь преподобного Геннадия Любимоградского, благословившего Анастасию Романову, ставшую супругой Грозного Царя. Геннадьевский бор. Священная топонимика опричного царства. Источники, ключи. К пониманию тайн Земли Русской. Духовная геология. Разведка ископаемых духовных сокровищ, «тяги земной», которую носил в суме переметной былинный Микула Селянинович. Приникнув к которой исполнялись силой русские богатыри.
«Заклях вы, дщери Иерусалимские, в силах и крепостех сельных» (Песнь песн.5, 8).
Тут тайна последних трех с половиной лет пред кончиной века, «время, времен и пол времени».
«И поможе земля жене, и отверзе земля уста своя и пожре реку, юже изведе змий из уст своих» (Ап. 12, 16).
Были напряженные полевые исследования, работа «на земле». Ни конференций, ни патриотических тусовок.
Разумеется, все это не могло не привлекать внимания контролирующих инстанций. «Смотрящего».
Часто незаметные секреты обнаруживаются по чистой случайности. Или, лучше сказать, Божественным Промышлением, утверждающим, что нет ничего тайного, что не открылось бы.
Была опричная идея собирать ржавые гвозди, торчавшие по стенам разоренных церквей. Напоминая гвозди Страстей Спасителя, старинные, кованные, промоленные, они представляли собой обойденную вниманием святотатцев неброскую реликвию.
И вот, через какое-то время случайно в московской иконной лавке удалось услышать ненароком разговор одного собирателя «святыньки», молоденького иподиакона из Вологды с хорошенькой продавщицей, которой он рассказывал, жалуясь, что вся комната ими завалена, о имеющихся у него паломнических трофеях: камушках, песочке, древесной коре от дупла преподобного и наконец… «Вот, все пальцы ободрал, для Владыки выдирал гвозди ржавые…».
Ну, зачем, подумалось, архиерею ржавые гвозди? А при том разговоре, где упомянуты были вскользь гвоздочки эти, присутствовал один человечек посторонний… из Вологды. Такое было внимание.
Оригинал взят у
rosh_mosoh в
Крестный путь