«Народ является ценностью намного большей, если это соборная личность, а не коллектив - хаос смешанный. И соборную личность (а не только индивидуальную) нужно хранить как зеницу ока. Народ есть божественное создание, его история уходит в глубину веков, и неизвестно, когда это кончится, не нам это ведомо. Он живет по особым божественным законам, и каждому народу дано определенное назначение в жизни, так, как и каждому человеку: ему нечего копировать культуру и предназначение других народов и вторгаться в другие народы…
Мы знаем из истории: когда наступают катастрофические события, когда соборная личность находится на грани вымирания, - то в отдельных индивидуумах («я» - ведь тоже соборная личность, «я» есть народная личность), в надежде спасти именно соборную личность, индивидуальная личность и семейная личность идет как бы в пожертвование ради вышестоящей духовной структуры.
Не только индивидуум, но и семья имеет волновую функцию, это тоже единая личность, хотя и в трех, пяти, и двенадцати лицах. И эта личность должна иметь нравственный стержень: это отец. Но что самое удивительное: народ имеет огибающую волновую функцию, имеет свою форму, и когда химеры вторгаются в народ, она начинает давать пробои, язвы в фигуре… Семейная соборная личность имеет свой стержень - отца. Уберите его - и такая соборная семейная личность распадается. И что самое удивительное - каждый должен иметь своего Отца. Без Отца народ погибнет. Отец Отечества должен быть…
И что самое удивительное, если волновая функция человека имеет форму человека, то волновая функция соборной народной личности - форму креста, и в пересечении его стоит Отец Отечества, в котором сходятся все волны этой народной функции. Только в нашем государстве была создана такая удивительная структура, где была именно соборная личность во главе с Государем, нигде - ни на Западе, ни в Римской империи - этого не было. Это было удивительное явление природы и Вселенной.
А где народная соборная личность воплощается? В Церкви. Церковь есть драгоценное достояние именно как соборная личность. Брак бывает двух видов - брак соборной личности (т.е. с Церковью) и брак с отдельной индивидуальной личностью, когда создается вышестоящая соборная ячейка. Семья тоже есть соборная, духовная ячейка, не материальная, не экономическая.
Почему все историки наши (и прошедших времен) путаются и не могут определить исторический процесс? Потому что они занимаются совершенно поверхностными явлениями, которые сути не отражают. Всякий историк, который собирается объяснить исторический процесс или жизнь исторического народа, показать его предназначение и создаваемую культуру, должен знать историю Церкви, в которой живет народ, - только с церковной верой можно объяснить историю. Единственный историк, который занимался в нашей стране этим, был Алексей Степанович Хомяков, который оставил нам свои посмертные записки о всемирной истории. Больше историков не было, я не знаю…
Поэтому в истории хаос, никто не может объяснить, и никакую теорию исторического процесса не придумаешь, потому что все народы ведут божественные силы. Не человеческим умом объяснить эти вещи, и подойти к объяснению истории можно лишь через историю Церкви. А чем занимаются историки? Они занимаются материальным процессом!»(1)
(1)- «Беседа с доктором биологических наук Шипуновым Ф. И.» Братство Св. Иова Почаевского. 1989 г. по благословению Митрополита Виталия (Устинова) Первоиерарха РПЦЗ.