«Старый кит кашалот в океане живёт,
И шторм, и тайфун - нипочём ему.
Он силою велик там, где сила всем велит,
Он царь всему морю огромному».
Китобойная песня
Вот и подошел к своему логическому концу маленький кусочек жизни с романом Г. Мелвилла «Моби Дик». Долго и по разному складывались наши с ним отношения. Пять лет назад мы друг друга совсем не поняли и разорвали наши отношения, которые так толком и не начались. Но судьба снова свела нас и вот столько разных, приятных и не совсем, дней и вечеров проведено в обнимку с ним, около 600 страниц пролетели заметно и не бесследно...
Сколько полемики до прочтения было высказано и прослушано на тему убийства этих «симпатичных китиков», «да как можно, они же такие милые?», а в романе так много крови, убийств, страдания. Я же «фанатка» животных и ярая ненавистница людей, что случись моя судьба в иной стране, Грин Писа мне не миновать, это уж точно. Так вот, заранее почти заручившись пропускать все «страшные» места я задалась целью узнать лично что это за роман такой непонятый в свое время и восхваляемый в наше, который рождает много споров и эмоций, и почему наш режиссер мучительно «вынашивает» сверхидею поставить спектакль «Моби Дик» на сцене Публициста?
Я поняла многое и стала чуточку старше и мудрее, чем была еще два месяца тому назад. Оказывается это не просто приключенческая книга о борьбе людей со стихией и освоении океанов, это не о восхвалении человека как высшего звена цепочки эволюции, и не об убийствах китов и экологической катастрофе это- философский трактат о жизни в целом. Это книга, понимание которой происходит поэтапно и даже на много-много позже ее прочтения.
Как важно и приятно видеть в книге хоть маленькую частичку того, чего не видят вообще «большинство» каким я была пять лет назад, как невероятно здорово научиться читать между строк и понимать Мелвилла с полуслова, как интересно вести с ним диалог о насущном и наболевшем по средствам всего сюжета и фабулы о «китобойном промысле», ловить иронию и откровенный стеб об остросоциальной проблематике которая была для него так актуальна еще в 19 веке и которая не менее важна по сей день.
Наверное я тоже пока слишком поверхностна, рассуждая о том что это роман о добре и зле,что это сплошная аллегория благодаря которой, теперь я не воспринимаю многое узко и примитивно как раньше. Гармония, которая все же есть на планете, мне стала доступнее. Я плакала в конце, наверное по-женски, слишком сентиментально, жалея все человечество, но приобретая ту степень свободы которой раньше не хватало. Постаралась понять людей, постаралась перестать их ненавидеть и даже различать в самом плохом что-то хорошее. Моя душа благодаря этому роману обрела новую грань, за что ему огромное вселенское спасибо!
Думаю теперь наши отношения с романом станут постоянными и более вдумчивыми, трепетными и мы не раз еще с ним поговорим, подискутируем о разных жизненных ценностях, т.к. его можно читать и читать, находя все новое и неизведанное ранее, на протяжении всей жизни. А уж тем более что есть мечты сделать спектакль и донести таки все эти эмоции и чувства до зрителя. Я пополнила ряды счастливых вынашивателей "безумной" идеи, и теперь нас больше ровно на одного, а значит ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, И НАША ДРАМА ЕЩЕ НЕ СЫГРАНА, ПОТОМУ-ЧТО ВСЕГДА ЕСТЬ ТОТ, КТО ВЫХОДИТ К РАМПЕ!