Удивляюсь, что Банк России не выпустил по этому поводу юбилейной монеты.
Ведь выпустил он на днях пятирублёвую монету в честь 72-й годовщины освобождения Вильнюса от немецко-фашистских оккупантов. Началась вполне предсказуемая перепалка с литовским МИДом. Потому что в Литве и в 1944-м и сейчас большинство жителей считает это событие не освобождением, а сменой оккупационного режима.
Если не учитывать почти поголовно уничтоженных немцами и литовскими коллаборационистами евреев, а говорить только о жертвах титульной, литовской, национальности - то, думаю, Советы перебили и сгноили в тюрьмах намного больше литовцев, чем немцы. Так что один жестокий оккупационный режим сменился другим. Не менее жестоким. И надо быть идиотом, чтобы пытаться изобразить это благодеянием.
Я уж не говорю о достаточно неприглядной истории с польской Армией Крайовой. Пять тысяч солдат которой брали Вильнюс вместе с советскими частями, а потом неожиданно предательски были разоружены. Значительная часть этих людей сгинула потом в сибирских лагерях.
Даже выпуск монет требует какого-то знания истории. Её понимания. И какого-то самого элементарного такта. Чтобы не лазить без приглашения в чужой огород.
Даже в сталинские времена это иногда понимали. И если белградская медаль называлась «За освобождение Белграда», то берлинская называлась «За взятие Берлина». Взятие и освобождение - понятия разные.
Если и дальше Банк России собирается раздражать чужие МИДы, то я бы выпустил ещё монету в честь атомной бобардировки Хиросимы, казни Марии Стюарт и непременно - в честь Варфоломеевской ночи.