КВЖД - будущее?

Jul 11, 2024 13:27

В конце 19 - начале 20 века правительство России озаботилось освоением Сибири и Дальнего Востока. Для этого были свои веские причины и доводы. В европейской части страны обострялся земельный голод. Население росло, рос экспорт пшеницы - и при низкой урожайности зерновых, чтобы обеспечить растущее число крестьянских хозяйств землёй, её уже не хватало. Возникли идеи по переселению части населения за Урал. Тем более, появились железные дороги, которые позволяли перевозить большие объёмы грузов и перемещаться в самый юго-восточный конец империи за две недели - вместо нескольких месяцев.
Были построены две большие железнодорожные магистрали к Владивостоку: Трансиб вдоль границы с Китаем, и КВЖД через китайскую Маньчжурию. Путь из Читы во Владивосток был приблизительно вдвое короче.
КВЖД активно использовалась империей и Советским Союзом вплоть до её продажи Маньчжоу-Го в 1935 году.
Потом у СССР были очень разные периоды взаимоотношений и с маньчжурским государством, и с Китайской республикой, и с коммунистическим Китаем - в общем, грузы из Читы во Владивосток стали перемещаться длинным путём вдоль границы.
Теперь официальная пропаганда ввела вдруг в оборот старую песню «русские и китайцы - братья навек». Потому что стыдно признаваться, что друзей осталось: придурошный Ким, талибы, ХАМАС…
Я в это братство как-то не особо верю. Поэтому буду говорить не об идеологических сказках, а об экономической целесообразности. Для России по-прежнему было бы очень интересно и выгодно пропускать приличную часть своих внутренних грузов через китайскую территорию. Возить их от Читы до Владивостока и Хабаровска по бывшей КВЖД. Но, для этого транзитные грузы должны следовать в запломбированных составах без досмотра. Иначе сэкономленное в дороге время будет потеряно на простоях в таможенных и пограничных очередях. Ну, и ещё вопрос цены за пользование путями…
Раньше или позднее, но эти вопросы встанут в полный рост. Тем более, Владивосток - это порт с грузооборотом, который будет расти. А сокращение плеча подвоза снижает транспортные издержки, которые существенно влияют на стоимость экспортных и импортных товаров. И таким образом влияет на экспортный потенциал страны и конкурентоспособность её товаров.
Интересно, поднимались, обсуждались ли подобные вопросы на многочисленных встречах Путина и Си? Пытается ли кто-то сегодня решить эту значительную для России транспортную проблему?


Экономика, Бизнес, История, Россия, Международные отношения, Китай

Previous post Next post
Up