Психология донашивания. Часть I

Jul 02, 2024 17:35

В СССР времён моего детства по бедности было принято всё изнашивать дотла. Мамино пальто донашивала сперва старшая дочка, потом средняя, потом младшая. Когда оно уж совсем теряло вид, его перелицовывали, сделав изнаночную сторону лицевой. И носили в таком виде ещё лет 20. То же было и с машинами. Машина обычно покупалась на всю жизнь. А так как сделана она была откровенно погано, её потом бесконечно чинили, что-то меняли, подваривали, подкрашивали…
Автоэксперт Сергей Асланян рассказывает, что в России работает много американских тракторов New Holland - до СВО их собирали в Набережных Челнах. Нагрузка у трактора намного больше, чем у легковой машины, поэтому в ремонтах и заменах узлов он нуждается намного чаще. Ни движков, ни комплектухи американцы после февраля 2022 года не поставляют.
Было принято решение приспособить для New Holland движки Ярославского моторного завода ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-65802. При этом ЯМЗ-65802 является модернизацией ЯМЗ-658, а тот является модернизацией ЯМЗ-235. 1958 года. То есть, идёт очередное перелицовывание движка 66-летней давности.
Часто, столкнувшись с подобной ситуацией, люди вокруг меня начинают возмущаться: «Неужели у нас нет инженеров, способных создать двигатель лучше американского или японского?! У нас столько по автосервисам мастеровых мужиков, местных Кулибиных…»
Только надо понимать, что современный двигатель кувалдой и напильником в гаражном боксе на заднем дворе не сваяешь. Там задействованы длинные технологические цепочки, сложное дорогое оборудование… Сарайные мастера о существовании этих технологий могут даже не подозревать.
- Но ведь в России есть ещё автозаводы! Вот на них наверняка есть инженеры, способные заткнуть за пояс любую заграницу!
Откуда? Западный главный конструктор перед тем, как стать главным, участвовал в разработках десятков автомобилей, или тракторов, или автобусов… А советский или российский главный конструктор автозавода занимается бесконечными перелицовками того, что, возможно, было создано ещё до его рождения. Старые движки, старые автомобили, старые коробки передач…
Именно поэтому часто вместо того, чтобы изобретать, разрабатывать что-то своё, брали западный магнитофон, видак, пылесос, холодильник… Разбирали по винтику, замеряли штангенциркулем каждую детальку, придумывали новое звучное название - и ставили на конвейер. Только из-за других материалов и других технологий изготовления всех этих деталей копия ломалась в десятки раз чаще, чем оригинал.
Почему же так происходит? - недоумевают мои собеседники.
В советские времена причиной хронического застоя и отставания страны было плановое централизованное хозяйство.
Вот, на Западе конструкторы создали новый двигатель. Испытали, обкатали, получили добро от начальства… Без проволочек закупили нужные станки, нужные материалы, наняли дополнительно нужных специалистов… Если надо - построили новый цех…
Современный двигатель собирается из сотен железок, которые производятся на десятках заводов.
Многие детали этого нового двигателя сильно отличаются от подобных деталюшек в двигателе старом. Для их изготовления нужны другие, новые металлы, другие станки. Которых у старых поставщиков нет. Объявляется конкурс на изготовление втулки, поршневых колец, шатуна… И начинают поступать предложения от разных заводов со всего мира. Среди них отбирают наиболее приемлемые - и заключают договора.
А теперь представим, что новый движок разработали в СССР. И тут же возникает вопрос: откуда мы возьмём этот сплав, эту сталь, такой прокат, кто для нас будет изготавливать эти прокладки и эти кольца, отливать этот блок? В стране дефицит всего. На поставку любого материала надо подавать заявку в Москву. А потом ждать ответа. Порой несколько лет. Скажем, конструктор предложил поменять дюралевую заклёпку на бронзовую. Или чугунную втулку на латунную… Но бронза-то с неба не падает. Надо писать в министерство автомобильной промышленности заявку на эту бронзу, минавтопром через полгода передаст заявку в минцветмет, минцветмет через год передаст со своим согласием (что ещё не факт!) в Госплан. Госплан ещё через пару лет включит эту бронзу в свои планы - и даст отмашку Госснабу. Госснаб в этом случае, возможно, даст заводу запрошенную бронзу. А, возможно, и не даст. Потому что в данный момент у него её нет. Бронзы мало, а охотников до этой бронзы - как грязи.
Речь идёт всего лишь об одной заклёпке. Или втулке. А в новом движке таких деталей десятки, сотни! И по поводу каждой надо исписать кучу бумажек, отправить кучу писем, оплатить кучу командировок. И ждать, ждать, ждать… два года, три года, четыре года…
Кто-то, читая эти строки, подумает (или даже скажет): «Расстрелять 10 человек в Госснабе, 10 в Госплане, 10 в минцветмете, 10 в минавтопроме - и после этого все заявки будут согласовываться за три дня. Без многолетней бюрократической волокиты».
Но дело вовсе не в каких-то делопроизводителях. Многотысячные штаты министерств и госкомитетов физически не способны переваривать такой чудовищный документооборот. Когда на каждый чих на Камчатке надо получить разрешение Москвы, заявки и запросы идут многомиллионным потоком. Дело не в людях. Если с них будут требовать согласовывать всё за три дня - они просто начнут, не читая бумаг, всем отказывать. Потому что не будут успевать даже просматривать (или вскрывать?) адресованные им письма. И будет ещё хуже. Тем более, если от тебя хотят получить какой-то дефицит - надо сперва понять, откуда его взять. А брать часто неоткуда!
Вожди большевиков выстроили совершенно бредовую, изначально неработоспособную систему, а потом 70 лет удивлялись, что всё почему-то работает плохо. Такая вот в СССР была вертикаль власти. И сегодня на наших глазах её снова пытаются возродить.
Вызывает недоумение, когда в подмосковном Подольске в самые морозы из-за вставшей котельной без отопления остаются под 200 многоквартирных домов. При этом ремонт котла начинают только через неделю - после личного распоряжения президента. А если бы президент в это время был в больнице?
Но вернёмся на завод. Есть ещё станки, без которых новый двигатель тоже никак не сделаешь. Их надо покупать в Америке, Германии, Швейцарии… А любой импорт только через минвнешторг. Один станок привезут через пару лет. А другой, без которого нельзя обойтись, придётся ждать десять. И директора завода будут пинать, что государство купило ему оборудования на сто миллионов баксов - а он до сих пор ничего не выпустил. А директор без конца будет оправдываться, что не можешь начать без станка за какие-то несчастные сто тысяч.
Добавьте сюда, что вместо одного сплава могут запросто дать другой - менее дефицитный (мол, того нет, а этого завались), вместо нужного станка тоже привезут другой, ненужный… И так далее.
Найдите мне директора, который хотел бы для себя таких приключений. К тому же он осложнит жизнь не только себе, но и всем своим поставщиками и смежникам. Они ему после этого такого наговорят…
Даже просто сдвинуть какое-то отверстие в движке на сантиметр просто так не получится. И это тоже надо будет согласовывать с кучей инстанций.
Поэтому: чем меньше перемен - тем лучше. В этом отношении советская власть, как и Путин, гордилась своей стабильностью.
А к чему приводит такая стабильность? К застою. И загниванию. Поэтому и приспосабливают в России в 2024 году к современному американскому трактору старенький движок 1958 года. Потому что других мастерить так и не научились. При том, что в Советском Союзе была куча моторостроительных факультетов, институтов, конструкторских бюро… Кое-что из этого, пусть и не в тех масштабах, но существует и сегодня. Факультеты, КБ и НИИ есть. Вот только двигателей нет.

Множество людей пытаются объяснить (хотя бы себе), почему Россия постоянно отстаёт от соседей и никак не может стать по-настоящему передовой в плане науки, техники и уровня жизни страной. Объяснения находят самые разные. Самое распространённое: в стране ленивый, бестолковый, совершенно неправильный народ. К тому же, круто закладывающий за воротник.
Хотя всё имеет другие, реальные и вполне объяснимые, причины. Которые я и попытался изложить в данном тексте.
А народ в России вполне обыкновенный - ничем не хуже любого другого. Что же ему мешает жить лучше? Система организации власти, система управления обществом, экономикой. Именно это я и пытаюсь разобрать и донести до читателей.

Экономика, Автомобили, СССР, Общество, Техника, Технологии, История, Производство, Асланян Сергей

Previous post Next post
Up