Горькая судьба крестьянина-единоличника в России

Nov 11, 2023 13:30

В больнице пару дней лежал в одной палате с тамбовским мужиком. Работает он в Москве вахтовым методом. Две недели в столице, две недели дома. В этот раз у него начался приступ, и коллеги вызвали скорую. Выяснилось, что это грыжа. Доктора сперва думали отправить мужика в его Тамбовскую область, но потом сжалились - и разобрались с грыжей сами. Чему он был очень рад. Говорит, у них больница убогая и грыжи оперируют по старинке - распоров весь живот. А в Москве ему сделали два маленьких прокола - через несколько часов он уже ходил и обедал со всеми, а через два дня его выписали.
Мужик при разделе колхоза получил 9 гектаров земли и одно время фермерствовал. Сдавал заготовителям 10 тонн картошки, выращивал бычков на мясо, разводил кур, торговал яйцами…
С тех пор корма подорожали, а закупочные цены упали. Свои гектары он сдаёт в аренду большой агрофирме, а она расплачивается с ним зерном. Причём, зерна даёт всё меньше и меньше. От бычков пришлось отказаться. Картошку растить невыгодно, да и уже негде. Остались куры, которых он кормит этим зерном, снабжая ими всех детей и городских родственников, да яйца из-под этих кур, которые тоже как-то рассасываются - иногда принося хоть какую-то копейку. Часть зерна он пускает на всякие бартеры с соседями. А на работу в Москву ездит нагруженный курами и яйцами - что-то дочке, что-то заказывают коллеги по работе.
Говорит, закупочные цены уже ниже его себестоимости. Да и по этой цене продать хоть что-то очень сложно. Основные закупщики - это сетевики. А им с мелким хозяйством иметь дело совершенно невыгодно и неинтересно. Они работают с большими агрофирмами. У тех себестоимость намного ниже. Они и корма, и удобрения, и топливо покупают по другим ценам. И кредиты им дают под другие проценты. И график поставок они могут выстроить на год вперёд.
Говорит, раньше в их районе было много фермерских хозяйств. Теперь остался один единственный фермер. У него достаточно большая свиноферма. Но мой собеседник считает, что и тот держится лишь потому, что его в Тамбове опекает брат-эфесбешник. Поэтому ему и кредиты на нормальных условиях дают. И всё мясо у него забирают. Никакой халявы нет. Но хотя бы есть возможность нормально работать.
Помню, лет 8 назад в Москве один за другим начали появляться фермерские магазины. Цены там, конечно, были выше, чем в супермаркетах. Через пару лет 80% этих магазинов закрылись. Не выдержали конкуренции.
Сегодня вся Россия поделена между агрогигантами. И мелким хозяйствам с ними тягаться очень трудно. Если где-нибудь в Дании или Голландии ещё существуют фермеры, так это лишь благодаря государственной поддержке. Там всё время существовали программы, как эти фермы сохранить. В России этим никто ни разу не озаботился. И большинство фермеров пошло по миру.
Даже ветряные мельницы в Голландии до сих пор мелют зерно (наряду с большими мелькомбинатами) потому, что получают государственные дотации.
Я спросил мужика, может ли он жить без московских подработок - с одного своего хозяйства. Говорит: Нет. Корма дорогие, каналов реализации подобных мелких партий уже нет, закупочные цены - ниже плинтуса. Самому ездить куда-то на рынок и там стоять - тоже невыгодно. Да и рынков уже почти нет. Если бы было побольше рынков и возможностей торговать напрямую…
И на пенсию при этом прожить тоже нереально.
Вот такая история. Когда-то большевики дали крестьянам землю - а потом отобрали. Потом уже постсоветская Россия снова дала крестьянам землю - но очень быстро их с этой земли согнала обычная рыночная конкуренция.
С одной стороны, я, как потребитель, заинтересован в дешёвом товаре. И именно большие агропроизводители и большие торговые сети мне их обеспечивают. С другой стороны, я же вижу, что государство сознательно ликвидирует даже ту куцую систему колхозных рынков, которая сложилась в советские годы. Вместо того, чтобы их множить и развивать, давая возможность мелким производителям самим выходить на потребителя. Не каждый станет возить свой урожай на рынок. Но многие поедут. При этом ещё и за процент с реализации возьмут товар у своих соседей.
А то, что сейчас происходит в России - это политика прямого удушения крестьянских хозяйств. Для того, чтобы освободить, расчистить место для больших латифундий.
Я вовсе не являюсь противником больших агрохозяйств. Я не предлагаю отнять у них землю и разделить между мелкими частными хозяйствами. Именно агрогиганты и сетевые супермаркеты делают магазинные цены общедоступными. Но при этом государство, общество не должны забывать и о мелких производителях, помогая им найти какую-то нишу, помогая им наладить сбыт их реально нужной продукции. Для этого не надо ничего изобретать с нуля. В Западной Европе в этой сфере накоплен уже огромный опыт. Смотри, выбирай подходящую модель - и пользуйся.

Сельское хозяйство, Экономика, Россия

Previous post Next post
Up