Не только мосты…

Aug 23, 2023 13:55

Так получилось, что я написал про Крымский мост
https://avderin.livejournal.com/2711246.html?thread=6784974&act=cAdd#t6785230

и мне пришло несколько очень интересных комментариев. Которые просто напрашиваются стать отдельными постами.
Один я уже опубликовал
https://avderin.livejournal.com/2714392.html

Но пришёл ещё один - тоже очень интересный. Пользователь  xaxam пишет:
«…Я, как сын своей матери, 40 лет проработавшей ГИП (Главным Инженером Проектов) в Гипротрансмосте и спроектировавшей не один десяток мостов в СССР в 1960-1970-е, немного знаком с матчастью.
Центральный аппарат, "сопромат" - не наука. Больше всего это похоже на кулинарную книгу: какие-то базовые элементы всех конструкций (опоры, балки, арки, перекрытия, консоли) сколько-то проверены практическим опытом, а в тот момент, когда из них собирается что-то большое, - остаётся только брать по максимуму и ещё вводить поправочный коэффициент "корень из двух". Это - секретный патент всех инженеров-строителей.
Почему? От бедности. При строительстве моста прораб запросто мог заменить одну марку бетона другой. И не от жадности, а потому, что у прораба график, а сейчас есть только такой бетон, а нужного нет. И либо все остаются без квартальной премии, либо заливают, что дают. Это не гипотетическая история: в какой-то момент мама поехала "осуществлять архнадзор" за строительством моста в Томске, кажется, где ей на голубом глазу начальник мостоотряда так всё и объяснил. Она упёрлась (молоденькая девочка, сорока не было) - не подпишу протокол сдачи этапа. А что делать? Ничего не знаю, сносите все опоры, сделанные из неуставного бетона, заливайте новые как положено! (Как я сейчас понимаю, за такое её местные работяги могли и убить, не отходя от кассы: ишь, приехала фифа какая, бетон ей не нравится!). Но обошлось. Переделали как надо.
Но это был эпизод, наиболее близкий к поверхности, когда его удалось "отловить", потому что никто глубоко не прятал. А ведь на цементный завод никто не заглядывал, никто не проверял, насколько там соблюдали технологию, производя конкретную марку цемента! Конечно, ОТК, конечно, регулярные проверки, но квартальную премию-то получать надо, иначе кто работать будет?
Под занавес - история с Метромостом в Лужниках в Москве. Мама там была на студенческой практике, но видела всё изнутри и все разговоры слышала. Мост надо было сдать к какому-то революционному празднику, поэтому все рвали жопу и старались как могли. Но всё равно отставали от графика, и тамошний ГИП распорядился посолить бетон. Это вроде бы известный трюк: посоленный бетон "схватывается" гораздо быстрее. Минус, - он становится гораздо более хрупким, и быстро начинает выкрашиваться. Особенно если по нему ездят поезда метро, которые как раз на мосту тормозятся (остановка "Ленинские горы") и потом разгоняются.
Но праздник важнее всего: посолили. Дальнейшая эпопея с Метромостом известна.
Так что запас прочности в мостовых конструкциях закладывался не столько из расчёта на бомбардировки и землетрясения, сколько из опасения, что половина материалов и конструкций окажется некондиционной. А если, упаси боже, мост рухнет, никто не пойдёт проверять прорабов и цементоделов, - вся ответственность ляжет на проектировщиков.
П.С. Сказанное не относится к "новым временам": мама вышла на пенсию в самом начале 1990-х, когда слова "попил" и "откат" ещё были терминами лесопромышленной отрасли. Никакой новой информации с тех пор у меня не было».

Дополню всё историей из собственного опыта. В середине 1990-х я участвовал в работе по ремонту треснувшей декоративной башенки на одном из старых (с обилием скульптур и всякой лепнины) павильонов ВДНХ. Когда стали расшивать трещину, обнаружили, из чего была сделана эта башня. Там был старый дореволюционный кирпич пополам со шлакоблоками. А в качестве арматуры были использованы разваливающиеся металлические сетки от кроватей. От бедности, из-за дефицита, любой материал (и не только в строительстве, но и в машиностроении, в швейной отрасли, где угодно) могли заменить чем угодно. Естественно, конструктор не мог заранее знать, что и на что поменяют - отсюда и постоянное желание дать своей работе как можно больший запас прочности.
Я же тогда понял, что все эти павильоны с мозаиками, витражами, позолотой и керамикой слеплены просто из всякого мусора. Из того, что подвернулось под руку в нищей советской сверхдержаве.

Экономика, Строительство, Производство, История, СССР

Previous post Next post
Up