Мой тесть ещё в советские годы как-то взял меня на встречу с товарищами, с которыми он вместе во время войны заканчивал военно-инженерную академию им. Жуковского. Академия раньше располагалась в Петровском путевом дворце на Ленинградском проспекте. Водил нас по ней тогдашний начальник генерал-полковник Филиппов.
И вот мы пришли в ангар с самыми новыми самолётами. Я обратил внимание на истребитель, у которого нет ни пушек, ни пулемётов. На моё недоумение Филиппов ответил, что воздушный бой второй мировой, когда самолёты гонялись друг за другом, сегодня остался только в кино. При скорости в два Маха самолёт имеет огромный радиус разворота, и даже возможности сделать второй заход на цель у него, скорее всего, не будет.
И вообще, самолётам, которые летят быстрее пули или снаряда (пуля и снаряд, в отличие от самолёта, в полёте ещё быстро теряют свою скорость), которые сближаются друг с другом со скоростью почти полтора километра в секунду, пулемёты уже не нужны. На стрельбу из пулемёта у пилотов остаётся одна секунда. И обычно при выходе на дальность пулемётного огня уже поздно что-то делать. Надо как можно раньше обнаружить противника и выпустить по нему самонаводящуюся ракету.
Не знаю, был этот истребитель серийным или каким-то опытным. Не знаю. Но тут в своей лекции
«ВВС Израиля на грани поражения. Война Судного Дня. Часть 7»
https://www.youtube.com/watch?v=evKWdoOztCgМарк Солонин рассказал, что и американцы на первые Фантомы Ф-4 в начале 1960-х тоже не ставили ни пушек, ни пулемётов. Из тех же соображений. Но потом, как я понимаю, они оценили штурмовой потенциал этого самолёта - и навесили на него аж шесть 20-миллиметровых пушек. Прежде всего - для работы по наземным целям. Но и по самолётам тоже. Выяснилось, что тогдашние ракеты в бою чаще всего пролетали мимо цели.
Сейчас возможность работать штурмовиком, похоже, предполагается за каждым истребителем - и на всех истребителях по-прежнему ставятся автоматические пушки. Даже при том, что и ракеты тоже стали намного совершеннее.