Мог ли СССР победить в Великой Отечественной без американцев?

Dec 29, 2022 09:57

Уверенно и однозначно говорю - не мог.
Кто-то скажет, дед начитался Суворова и Солонина… Но первый раз такая мысль пришла мне в голову, когда я даже не подозревал об их существовании.
1974 год. Лучшие, самые сытые и спокойные советские времена. Мне было 17 лет, и я пришёл работать токарем на Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь». Если точнее - завод был авиационный. Существовал с 1932-го года. В реактивную эпоху делал двигатели для истребителей Миг и Су. Был своего рода монополистом, несколько десятилетий производившим двигатели вообще для всех выпускаемых в стране истребителей. Огромная территория в районе Химкинского водохранилища, 30 тысяч работающих.
Что я тогда увидел на заводе? Что меня поразило? Станочный парк. Большинство станков были импортными. Вся социалистическая Европа - за исключением лишь Албании и Югославии. Югославия, возможно, была - просто мне на глаза не попадалась. Были станки британские, западногерманские, швейцарские...
Широчайший спектр американского оборудования составлял, думаю, треть или больше от всего оборудования механических цехов. Револьверные станки ещё дореволюционной поставки (с ятями на шильдиках), все резьбонарезные, все резьбонакатные, круглошлифовальные, все токарные автоматы… Какие-то станки использовались больше полувека, какие-то в заводской смазке поступали уже при мне.
Было и отечественное оборудование, но все лучшие станки на заводе были всё же американские или западноевропейские. Из этого просто напрашивался вывод, что советская оборонная промышленность может так активно играть в противостояние Западу исключительно благодаря купленному у этого Запада оборудованию и технологиям. Замечу, что речь шла только об оборудовании, технологиях, инженерных и конструкторских разработках. Иногда материалах. Никакой импортной комплектухи в движках для советских истребителей не было. Каждый болтик, каждая заклёпочка были отечественными. Пусть даже и сделанными на западном оборудовании.
К тому времени СССР и сам производил уже достаточно широкую гамму металлообрабатывающих станков. Просто они были хуже западных. Как КрАЗ был хуже Магируса, а Волга хуже Мерседеса. Соотношения качества и потребительских свойств отечественных и импортных изделий везде было приблизительно одинаковым.
В общем, огромная зависимость СССР от мировой глобализации была без очков заметна уже и тогда. Достаточно было просто внимательнее приглядеться к тому, что нас окружало. Мечта советских домохозяек стиральная машина Вятка-автомат выпускалась в Кирове по итальянской лицензии на итальянском оборудовании. По качеству она была на голову ниже своего фирменного прообраза Индезита. Пародия на итальянские «Фиаты» под названием «Жигули» (опять качество!), лучшая в СССР бытовая химия, выпускавшаяся по лицензии немецкого «Хенкеля» в Ленобласти (но и там качество падало с каждым годом), разработанный американским ДюПонтом нейлон… Кстати, из него делают не только сорочки и подкладки для курток - благодаря своим антифрикционным качествам этот материал широко используется в технике. В частности - в подшипниках. А ещё западногерманские грузовики Магирус, американские тракторы Катерпиллар…
Но, перейду к тому, с чего начал. К войне. Я увидел на заводе сотни разных станков. Произведённых с начала 20-го века в десятках стран. При этом почти все отечественные станки были 60-70-х годов. Советских станков тридцатых и сороковых я не увидел. Неизбежно возникала мысль, что вся индустриальная мощь Советского Союза в эти годы покоилась на американском оборудовании.
Сейчас это уже, кстати, не секрет. Можно найти на эту тему множество цифр, публикаций. Но тогда во всех учебниках писали, что по призыву партии в начале 30-х советский народ буквально за несколько лет выстроил в чистом поле десятки гигантских заводов и оснастил их самым передовым оборудованием. Как бы - из воздуха.
Скромно умалчивали только, что все эти заводы целиком, до последнего болтика, покупали в Америке, привозили на пароходах и собирали под руководством тех же американцев. Так появились Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные (танковые) заводы, Магнитка… А авиационный завод в Филях (ныне им. Хруничева) строил немецкий Юнкерс.
Не будь Америки и купленных у неё заводов, СССР не имел бы к началу войны под 25 тысяч танков и приблизительно столько же самолётов. Вся эта техника была растрачена совершенно бездарно. Но, благодаря её чудовищным количествам, она, даже погибая, умудрялась снимать какую-то стружку с наступающих немецких частей. Так, что к осени 41-го возле Тулы у Гудериана из тысячи танков в его танковой группе на ходу были лишь несколько десятков. Даже у лучших тогдашних танков ресурс двигателя, трансмиссии и ходовой был, по сегодняшним меркам, просто мизерным. Немецкая армия выдохлась, гоняясь за противником и сжигая фантастическое количество русских танков. Как говорил Лермонтов: Рука бойца колоть устала. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
А дальше: не будь американских ленд-лизовских поставок, РККА к началу 42-го осталась бы без патронов и снарядов - почти все пороховые заводы оказались на оккупированных территориях.
Красная армия осталась бы и без авиации. Почти весь авиационный бензин доставлялся из Америки или производился на поставленном по ленд-лизу американском оборудовании. Были десятки постановлений о налаживании производства собственного авиационного бензина, но наладить его так и не удалось даже к концу войны. А на постановлениях самолёты, как известно, не летают. Кстати, вот вам и разгадка, почему у советских курсантов налёт был в 10-15 раз меньше, чем у немецких. Нормальное обучение одного пилота требует нескольких десятков тонн авиабензина.
Ещё поставлялись радиостанции, танки, самолёты, продукты питания. Всё, что было нужно. Советская сторона составляла заявки, а американская - старалась выполнить их как можно полнее и быстрее.
Всю войну Америка обеспечивала потребность СССР в автотранспорте, паровозах, рельсах, вагонах, дюралевом прокате… А ещё станки, станки, станки…
Без этих поставок СССР гарантированно проиграл бы войну к середине 42-го. Причём, проигрыш вовсе не означал исчезновения названия страны с географических карт. Страна осталась бы. Но стала бы намного меньше и в разы слабее.
Большинство людей считает Московское наступление окончательным переломом в войне. Советским руководителям в тот момент тоже так казалось. А дальше была катастрофа лета 42-го. Когда немцы прорвались к Волге. Большинство советских полководцев в своих мемуарах говорит, что ситуация была даже хуже, серьёзнее, чем в сентябре 41-го, когда враг стоял в 20-30 километрах от Кремля.
Многие считают, что Гитлер хотел уничтожить СССР, захватив всю его территорию. Нет, немцы планировали выйти на линию Архангельск-Астрахань. И добиваться от Сталина подписания мирного договора с признанием этой границы. Предполагалась граница по Заволжью, что позволяло немцам контролировать главную речную магистраль России. Собственно, и кровавые бои в Сталинграде были обусловлены транспортной важностью Волги. Перерезав её, немцы отрезали бы центр от перевозимой на баржах бакинской нефти.
Так что, ещё до того, как в открытых источниках появились цифры союзнических поставок, я просто своими глазами сумел увидеть, что без американской помощи, без американских станков СССР остался бы в той войне с голым задом и дедовскими трёхлинейками. Чтобы понять это - достаточно было просто прийти на большой, передовой советский оборонный завод.
Поэтому слушая чьи-то унылые бредни против глобализации - с отсылами к советскому опыту, мол, СССР был полностью самодостаточной супердержавой, которая всё для себя делала сама, одна, без чьей-либо помощи… я не могу сдержать улыбку. Да, мы пользовались исключительно отечественными чугунными сковородками, эмалированными кастрюлями и алюминиевыми ложками… Ездили на плохо ездящих отечественных Запорожцах и смотрели постоянно передёргивающие картинку отечественные телевизоры «Рубин»… Но, когда речь шла о чём-то посложнее - это посложнее почему-то обычно закупалось за рубежом или изготавливалось на не имеющем советских аналогов западном оборудовании - часто ещё с использованием западных технологий. Советский Союз всю свою историю очень зависел от отношений с Западом и от торговли с ним. Без этого он бы влачил совсем уж жалкое существование и однозначно проиграл немцам войну.
Автозавод ЗиЛ начинался ещё до революции с закупки 500 американских станков. А потом в 1930-м был подвергнут коренной модернизации - тоже американцами. И знаменитая трёхтонка была выпускавшейся по лицензии американской машиной.
А Горьковский ГАЗ строился американцами под выпуск фордовской машинки - для россиян это легендарная полуторка.
И АЗЛК «Москвич» тоже строился Фордом и тоже для выпуска фордовских машин.
А выпускавший знаменитые «Зениты» Красногорский оптико-механический завод им. Зверева, хоть и был организован в 1942-м, но окончательно встал на ноги уже после войны. Когда на него привезли из Германии трофейное цейсовское оборудование. И 300 немецких специалистов довеском. Чтобы в течение пяти лет учили работать своих русских коллег.
Когда в 1970-е годы запускался автогигант КАМАЗ, половина его оборудования была закуплена за границей. И значительная часть проектных работ была выполнена западными фирмами.
Так что все эти сказки про самодостаточность советской экономики… Если копнуть, всё самое лучшее зачастую оказывается или где-то куплено, или где-то украдено. Ну, по поводу покупок у меня никаких возражений нет. Только не надо при этом врать, что, вот, мы сами всё придумали и сделали… И сочинять идиотские истории про всякие аналы и говнеты.
Два главных предмета советской гордости были атом и космос. Но, если знать, как всё было на самом деле… А сегодня это уже не секрет. И оказывается, что атомный проект был украден у американцев, а все основные ракетные наработки - получены в качестве трофея с немцев.
Поэтому, когда я сегодня слышу «санкции нам только на пользу», я понимаю - говорящим такое надо либо учить историю, либо лечить голову. А ещё лучше - и то и другое.

Вторая мировая, Война, Производство, История, Личное, СССР, Промышленность

Previous post Next post
Up