«Коллаборационист Лаваль»

Dec 23, 2022 09:57

Посмотрел французский фильм 2021-го года «Коллаборационист Лаваль». Режиссёр Лоран Эйнеманн. Обычно, потратив полтора часа на «исторический» фильм, потом три часа не можешь проплеваться. Потому что все истории в нём поставлены с ног на голову. Несмотря на то, что биографии всех героев давно и хорошо известны и изучены.
Рецензент Пётр Заев на Отзовике написал:
«Фильм рассчитан на политических гурманов.
… перед просмотром этого фильма стоит прочитать информацию о его главном герое Пьере Лавале хотя бы в Википедии. В противном случае вы мало что поймете».
https://otzovik.com/review_13864534.html
Данная лента - она реально про историю. Лаваль здесь не соблазняет одновременно трёх своих секретарш, не травит крысиным ядом их мужей… И даже любовником английского короля Георга VI не является. Представляете, какой это соблазн для сценариста и режиссёра сделать марионеточного французского премьера любовником действующего английского короля?! Но создатели фильма наступили на горло собственной песни - и просто нудно прошли по руслу реальных событий тех лет.
А события были хоть, порой, и неприглядные, но, интереснейшие. Они до сих пор вызывают массу ассоциаций даже с тем, что происходит вокруг нас сегодня. И меня фильм не отпускает даже на следующий день.
Действие происходит на очень узком пространстве. Тюрьма, где старик Лаваль, посаженный в 1945-м за сотрудничество с немцами, в подаренной ему когда-то Сталиным шубе (если вы не знаете, Советы в 40-м признали правительство в Виши и установили с ним дипломатические отношения) жарит себе в камере на керосинке яичницу. Зал судебных заседаний, деревенская усадьба Лаваля в Южной Франции, устроенная в каком-то отеле резиденция вишистского правительства… Два главных героя: сам Лаваль и его адвокат Альберт Но.
Адвокат - участник Сопротивления. Он защищает своего идейного противника. Яростно защищает. Не потому, что верит в его невиновность. А потому, что верит в право подсудимого на справедливый суд. В то время, как происходит фарс. Люди, которые судят Лаваля, вчера ещё были рьяными исполнителями его распоряжений и сами по уши вымазаны сотрудничеством с оккупантами. Теперь они пытаются быть святее папы Римского, демонстративно унижая своего вчерашнего начальника.
В самом начале суда, видя, что и его председатель, и прокурор - сами вчерашние активные коллаборанты, Лаваль ещё надеется отбиться от всех обвинений, превратить процесс в свой триумф, добиться оправдания и даже мечтает продолжить политическую карьеру в новой Франции. Но ему постоянно затыкают рот, не дают говорить и откровенно стараются закончить всё как можно быстрее.
Это интересная ситуация, много говорящая об общественных процессах в послевоенной Франции. А ещё - о похожих процессах в постсоветской России. Когда главными поборниками капитализма вдруг стали секретари всяких обкомов и райкомов комсомола. Когда парторги и красные директора стали вдруг хозяевами государственных заводов. Настало время оборотней.
Вообще фильм удивляет своей информационной плотностью - там затронуто столько тем и упомянуто такое количество значимых событий и ситуаций… Он вызывает столько мыслей, что я хочу посвятить ему ещё несколько тематических постов-эссе.
P.S. По ходу дела мне пришлось обратиться, кроме русской, ещё и к французской Википедии. Автоматический перевод даёт нам возможности, которые прежде и не снились. Это здорово. Хотя отмечу, что качество автоматического перевода с французского намного ниже, чем перевода с английского. Всё-таки английский - намного более массовый язык. Однако читать и понимать уже можно.

Вторая мировая, Война, Франция, Кино, История

Previous post Next post
Up