Чем Гражданская война в США (1861-65 гг) отличалась от Гражданской войны в послеоктябрьской России?
В США Гражданская война была между двумя сложившимися, устоявшимися режимами. Южане защищали свои, хорошо знакомые им, южные порядки, северяне же хотели им навязать своё представление о государственности.
Рабство было важной причиной для разногласий - но далеко не главной. Большинство южан рабов не имело. И чужие рабы их не очень-то волновали. Южане были против сложившейся системы налогообложения: когда значительную часть доходов от их экспорта табака и хлопка забирало федеральное правительство в Вашингтоне - и вкладывало в промышленное развитие северных штатов.
Война была из-за денег. И даже мне понять логику и правоту южан в этом вопросе очень даже нетрудно. Мне, например, и сегодня не нравится, когда доходы регионов сперва поступают в столицу, а потом уже Москва по своему разумению делит их между субъектами федерации. Причём, больше всего достаётся не тем, кто эти деньги зарабатывал, а тем, чьи губернаторы усерднее вылизывают задницы московских начальников и дают большие откаты.
А теперь перейдём к Гражданской войне в России. За что убивали друг друга белые, красные, зелёные, петлюровцы, махновцы, кадеты, эсеры, анархисты, националисты десятков мастей и оттенков…
В основном они воевали за свои собственные фантазии. Которых они сами в реальности никогда не видели. И которые существовали лишь в их воображении. Кто из участников той войны знал, как должно и может выглядеть государство диктатуры пролетариата? Если этой диктатуры пролетариата никогда и нигде ещё не было. Его и до сих пор, через век с лишним, никто так и не увидел. Всё ограничилось лозунгами и митинговой демагогией.
Кто знал, как должно выглядеть крестьянское государство эсеров или анархистское государство батьки Махно? Что, кроме широких, как море, шаровар, мог предложить своим сторонникам Петлюра? Он даже пытался разрабатывать и проводить реальные и серьёзные социальные реформы. Но в его окружении на каждый предмет было столько противоположных взглядов, что добиваться единства зачастую получалось лишь в вопросах типа опереточных шаровар.
Руководители белого движения были здесь, наверное, в самом выигрышном положении. Они выступали за возврат к прежним, знакомым всем, порядкам. Но и эти порядки, оказалось, большую часть населения не устраивают. Причём, одних не устраивало то, других это. И то, что устраивало одних - совершенно не устраивало других. Белое движение быстро раздробилось на монархистов, республиканцев десяти видов, всяких автономистов и федералистов… Что, собственно, и закончилось его крахом.
И к власти окончательно пришли большевики. Приступив к строительству своего утопического государства трудящихся. Государства, где у всех будет всё. Для этого большевичка Коллонтай экспроприировала шубы и бриллианты царской любовницы Кшесинской, Ленин поселился в усадьбе московского градоначальника Рейнбота, а товарищ Троцкий забрал себе дворец князей Юсуповых. И так далее…
После того, как новые хозяева России разделили между собой дворцы и серебряные сервизы старых её хозяев, во всех советских газетах стали писать, что СССР - это первое в истории государство трудящихся и вся власть в стране принадлежит рабочему классу. В лице товарищей Ленина, Сталина, Троцкого, Зиновьева, Каменева, Дзержинского, Луначарского, Чичерина… Кто-нибудь из этой толпы нацменов и люмпенизированных дворян подходил к станку ближе, чем на три метра? Даже не смешно…