В малом дворце «Каприз» подмосковной усадьбы Архангельское работает выставка фарфора. Экспонаты для нее дали Эрмитаж, Кусково и ещё несколько крупнейших музеев. Там представлены китайские изделия 17-19 веков и европейский фарфор 18-20.
Один из хозяев усадьбы в 1814-м году организовал у себя в придачу к собственному театру и оркестру ещё и фарфоровую фабрику. Изделия которой в основном не продавались, а раздаривались знакомым. Собственно, и театр с оркестром были точно такими же планово-убыточными имиджевыми проектами. Однако, после смерти энтузиаста-зачинателя дети сочли убытки от фабрики слишком большими - и избавились от неё, отдав в аренду.
Фабрика занималась только росписью и работала на покупном белье - т.е. чужих нерасписанных изделиях. Художников готовили прямо в поместье - обучая мальчиков из семей местных крепостных. Кстати, актёры и музыканты готовились так же.
Рабочая неделя была шесть дней. Четыре из них художник работал на хозяина, а два дня - на себя. Сам придумывал сюжет, находил каналы сбыта, определял цену. Учитывая, что хозяин предоставлял при этом помещение, инструменты и оплачивал несколько лет обучения - условия сотрудничества в данном конкретном проекте, мне кажется, были вполне нормальные. Если не считать того, что человек всё равно был, оставался рабом.
Идея нынешней выставки: показать место архангельской мануфактуры в ряду лучших фарфоровых производств того времени: Севр, Мейсен, Императорский фарфоровый завод… Конечно, на их фоне недолгое юсуповское предприятие смотрится несколько наивным. Но это всё одно интересно.
В нынешние времена художественные галереи тоже порой заключают с авторами договора, по которым они оплачивают мастерские, предоставляют материал, обеспечивают рекламу и сбыт. При этом художник отдаёт галерее определённый процент (обычно в районе половины полученного) с каждой работы и не имеет права ничего продавать мимо неё.
Дворец "Каприз".