Недавно я неожиданно для себя попал в московскую синагогу на Мясницкой. Сколько раз за последние годы проезжал и проходил по этой улице - но мне даже в голову не приходило, что там есть синагога.
Вообще, Мясницкая - одна из самых интересных и красивых улиц города. Но, если нырнуть под арку любого дома или пройти меж двух соседних домов - там начинается очень интересный мир старых городских задворков. Какие-то десять раз переделанные конюшни, каретные сараи, служебные корпуса барских домов... Бесконечные достройки, пристройки и надстройки.
Всё это порой выглядит захолустно и трущобно. Но при этом нередко скрывает настоящие историко-архитектурные жемчужины. Считавшиеся утраченными ещё много лет назад. А на самом деле - надо лишь освободить их от более поздних напластований.
Но, естественно, эту хаотичную беспорядочную застройку где-то сносят, а где-то, наоборот, пытаются придать ей цивилизованный вид. Место-то дорогое, пафосное. До Красной площади 20 минут пешком.
К сожалению, рядом с Кремлём, между Ильинкой и Никольской почти всю старую застройку второго-третьего ряда снесли. А совсем недавно то же самое сделали в старых Толмачах, рядом с Третьяковкой. Между Большим Толмачёвским и Пыжевским переулками.
Мясницкая пока этого избежала. Там во дворах и закоулках низкоэтажную застройку потихоньку приводят в порядок. И даже, если что-то сносят, то новое строительство укладывается в какие-то разумные пределы, не забивая и не портя всего остального. Я не знаю правовых, юридических аспектов - но, похоже, хозяев новостроя заставляют укладываться в прежнее пятно застройки и следовать каким-то высотным ограничениям.
Иногда на месте снесённых халуп появляются достаточно интересные постройки. Мне нравится, что следуя старым границам строений, эти закоулки сохраняют свою причудливую живописную извилистость, где запросто можно уткнуться в тупик. Есть-таки иногда своя прелесть в отсутствии прямых улиц и красной линии застройки.
А вот закуток с синагогой на задворках Мясницкой. Что находится в высокой постройке справа - не знаю. Синагога же занимает среднюю часть низкого строения. Там правее ещё есть парикмахерская, а слева, за кадром, нашлось место для бутика.
Вот этот бутик. А правее - вход в синагогу.
Кому принадлежит этот уголок для уличных посиделок - синагоге или парикмахерской - не знаю. Возможно, им пользуются и те и другие.
В отличие от церкви с куполами и крестами, синагога не имеет никаких обязательных внешних атрибутов. Снаружи она может выглядеть как угодно. Это просто зал, где люди собираются для молитв. Ещё в этом же зале могут праздновать дни рождений, устраивать свадьбы, проводить собрания на любые темы... И даже репетиции оркестра.
Синагоги бывают совсем крохотные. В этой же стоя вполне можно разместить пару сотен человек.
Во время богослужения люди сидят. Вставая лишь в определённые моменты. Синагога всегда ещё является религиозной школой и религиозной библиотекой. Поэтому вдоль стен стоят книжные шкафы.
Шкаф с занавеской слева - для хранения свитка Торы.
Женщины слушают всё из-за ширмы. Собственно, и мусульмане переняли у евреев этот обычай - что мужчины и женщины на богослужении сидят отдельно. На верхнем снимке как раз посерёдке мы видим ширму, и слева вдоль стены - женские места.
Свиток разворачивают на наклонном столе перед шкафом - и мужчины по очереди читают по нему недельную главу Торы.
Мужчина в кепке - это рав Куперман. Я спросил его, сколько же синагог есть в сегодняшней Москве. Говорит, не меньше полусотни. Такое количество обусловлено даже не обилием религиозных евреев (большинство сегодняшних евреев, хоть в России, хоть в Израиле, хоть в Америке, не религиозно), а религиозным запретом пользоваться транспортом в субботу. Значит, на самое важное, субботнее, богослужение верующий, соблюдающий еврей должен ходить пешком. Многих, особенно пожилых, это напрягает.
Так что обилие синагог не от того, что в них не хватает места, а просто - чтобы не ходить на субботнюю молитву на другой конец города. В Израиле ситуация такая же. А заполненной синагога бывает только несколько раз в году.
По устоявшейся двухтысячелетней традиции иудаизму не свойственен прозелитизм. То есть, евреи не пытаются обратить всех в свою веру. С другой стороны, евреем может стать каждый: хоть негр, хоть китаец, хоть таджик... Но инициатива за ним. Уговаривать никто не будет. Чтобы стать иудеем (а в религиозной среде это синоним еврейства) надо знать содержание Торы (у христиан это Ветхий Завет), знать и соблюдать еврейские религиозные традиции и обряды и быть членом какой-то общины, которая даст рекомендации и организует квалификационный экзамен. Пройдя собеседование с комиссией раввинов, человек получает свидетельство, что он - вполне себе еврей. После этого ему даже по первому требованию дадут израильское гражданство.
Израиль создавался убеждёнными атеистами. Но, для консолидации нации, чтобы получить поддержку религиозных сограждан, они согласились с раввинами на узаконивание некоторых старых религиозных норм. Поэтому в преимущественно атеистическом государстве некоторые религиозные традиции и сегодня имеют силу закона.
Барный уголок. Кухня для готовки есть в большинстве синагог. Хотя бы потому, что там проводят и праздничные трапезы, и семейные праздники.
А вот уголок, где можно заварить кофе, выпить чаю. Всё - в свободном доступе.
Кстати, любой человек, любого вероисповедования. любой национальности может запросто зайти в синагогу. Если она открыта. Просто из любопытства. Никого не выгоняют. Разумеется, нельзя безобразничать и мешать молящимся. И ещё: в синагоге, в отличие от христианских церквей, принято находиться в шляпе. Но, даже если у человека нет головного убора, ему дадут кипу (такая тюбетейка). Расскажут, ответят на вопросы... Отношение ко всем вполне лояльное.
Праздник Суккот предполагает праздничные трапезы в шалаше. Вот так выглядит еврейский шалаш посреди Москвы. Через несколько дней его разберут. Чтобы вновь собрать следующей осенью.
Внутри шалаша.