Гобелены и мозаики Марка Шагала.

Jan 09, 2013 22:10

Марка Захаровича Шагала (1887-1985, 97 лет!) считают своим многие народы: русские, евреи, белорусы, французы. И у всех есть для этого основания. Родился он в Белоруссии, в Витебске, на территории Российской империи. Учился в Петербурге и Париже, жил во Франции, в Америке, ездил по всему свету. Знал идиш, иврит, русский, белорусский, французский, английский.
Шагал не был религиозным евреем, но прекрасно знал религиозные традиции, историю и быт своего народа. Постоянно обращался к ним в своём творчестве. Будучи по натуре человеком интернациональным, легко воспринимающим новые места и другой образ жизни, он, однако умудрился стать самым еврейских художником и, как никто другой, отразить в своём творчестве жизнь старой еврейской местечковой общины. У миллионов людей быт евреев 19-20 века ассоциируется прежде всего с картинами и литографиями Шагала: скрипачи в котелках, бородатые старики в картузах, покосившиеся домики...
В 1960-х в Иерусалиме начали строить новое здание кнессета. Украсить парадный зал парламента предложили самому знаменитому еврейскому художнику всех времён. Шагал сделал для него три огромных гобелена, одну настенную и несколько напольных мозаик.

Шагал -- один из самых дорогих художников современности. Каждая работа стоит миллионы долларов. Поэтому в музеях и на выставках смотрители на дают к ним даже приблизиться. В кнессете любой может потоптаться по мозаичному автопортрету художника.



Торжественный зал израильского кнессета похож на зал ожидания провинциального вокзала. С точки зрения архитектуры он вообще никакой. Чтобы спроектировать подобное, можно вообще не быть архитектором. Достаточно быть строителем.
Почему Шагал не потребовал под свои работы интересно оформленный, сделанный специально под них зал? Для меня это загадка. Но... Что имеем -- то имеем.



Главное украшение зала -- три огромных гобелена. Идём слева направо.







Тема этих работ -- отражение в библейских (правильнее сказать, танахических -- но не все поймут, о чём идёт речь) образах различных аспектов истории и духовного мира еврейского народа.

На среднем, самом большом, гобелене слева -- царь Давид с лирой, справа -- Моисей, с дарованной ему Торой. У ног царя Давида -- наш гид Слава.





Праздник на еврейской улице. Наверное, в честь появления государства Израиль. Народ отплясывает под царскую лиру. За спиной у царя подыгрывает ему на скрипке сам художник. Почему-то -- в перевёрнутом вниз головой состоянии.



А на левом полотне царь с лирой идёт во главе целого оркестра. Из всех его талантов Шагала заинтриговала прежде всего любовь к музицированию.



Слева воспроизведена подпись автора и дата создания эскиза. Справа -- логотип выткавшей гобелен мануфактуры. Как видите, путь от эскиза до ковра занял четыре года. Меня, честно говоря, удивило, что для подобного символического проекта была выбрана столь недолговечная технология. Висящая в зале ткань начинает ветшать на глазах всего лишь одного поколения. Эти гобелены выглядят, как новенькие потому, что несколько лет назад на их реставрацию был потрачен миллион евриков.
Хотя, у всего есть свои плюсы. Любителям искусства есть смысл посетить кнессет хотя бы из-за одних этих гобеленов.



Напольные мозаики.









Верхушка светильника оказалась закрыта разборной трибуной.





Ещё одно мозаичное панно выложено на стене, возле окна.





Подпись автора.



Увидеть работы Шагала можно в любой день, кроме пятницы и субботы. В кнессете проводятся бесплатные экскурсии на 7 языках. На русском -- в 11 часов.

Художники, Декоративно-прикладное искусство, Искусство

Previous post Next post
Up