На Большой Лубянке есть знаменитое здание спортивного общества «Динамо». Когда-то это был жилой дом спортобщества с офисом, клубом и спортивным магазином. Потом НКВД, которому принадлежало и спортобщество и дом, полностью перепрофилировал его в один из своих офисов. Жильцов расселили, клуб переместили в другое место. А вместо спортивного магазина сделали знаменитый 40-й гастроном. Один из лучших по ассортименту во всём городе.
Товарищ моего отца вспоминал, что, когда его в сталинские времена арестовывали энкаведешники, то воронок, в котором его везли, был замаскирован под хлебный фургон. Грузовик с закрытым металлическим кузовом и большой надписью «Хлеб». Эти хлебные фургоны заезжали во двор гастронома один за другим. А прохожие удивлялись, сколько же хлеба они, оказывается, едят. Но на один действительно хлебный автомобиль приходилось с десяток (возможно - и больше) замаскированных под хлебовозки арестантских машин.
Здание и сейчас принадлежит ФСБ. И до сих пор в нём работает гастроном. Последнее время это был «Евроспар».
А в 1960-е годы моего детства часть этого большого гастронома занимал кафетерий. Но не простой, а автоматизированный. Там всё продавали автоматы. Кинул монетку - и налил себе чаю или какао. Или ещё чего-нибудь. Бросил монетку в другой автомат - и получил пирожок. Горячий, из духовки. Были с капустой, картошкой, повидлом… Третьи автоматы продавали бутерброды с сыром или колбасой. Ещё продавали тёплые булочки, ватрушки. Вдоль стен стояли автоматы с товаром, за которыми суетились повара и пекари, в центре зала стояли высокие столы. Были ещё и разменные автоматы.
Там всегда было много народа. Во-первых, пирожки делали реально неплохие. Во-вторых, настолько автоматизированных точек общепита в городе больше не было. Людям была любопытна сама система обслуживания.
Сегодняшние технические возможности позволяют организовать подобную точку общепита просто на раз. Но нынче это уже никому не интересно. А тогда это было в диковинку.