«Хорошие мальчики и девочки попадают в рай, а плохие… куда захотят…» - мантра для просветления :-)
Однажды ученик спросил известного дзенского мастера Бокудзю: «Скажите, в чем смысл жизни?». «Если упал, встань», - ответил мастер. «Это что же, всю жизнь вот так падать и вставать?», - изумился ученик. «Да, а кто не встал, их среди нас уже нет».
Страх перед ошибками заметно снижает нашу мобильность, оперативность, легкость - результативность. В наше высокоскоростное время (принятия решений, управления бизнесом, элементарного выполнения своих функциональных обязанностей), это недопустимая роскошь - бояться ошибок. Что же делать, ведь этот страх в нас есть?
Оценочность - лучшая плетка воспитания
В какой период своей жизни человек максимально результативен, высоко коммуникабелен, быстро учится, развивает способности, оттачивает навыки и умения, мгновенно усваивает новую информацию? (При этом чувствует себя легко и уверенно. Да еще есть спокойствие и удовольствие от себя и настоящего). До пяти-семи лет. Мы часто смотрим на детей и дивимся их катастрофической скорости обучения, их способности с любым человеком найти общий язык и получить все, что они пожелают. Бывает, смотрим на детей и сокрушаемся: «Эх, жаль, что это время уже прошло, и мы не можем так же быстро учиться, общаться так же легко, да и просто жить с удовольствием, как дети». Но дело не во времени и не в возрасте. Медвежью услугу нам оказывает система воспитания.
В основном дети воспитываются в двоичной системе оценки «плохо-хорошо». Практически любая оценка, выставляемая ребенку, обязательно сопровождается определениями «хороший» или «плохой»: «Петя, нельзя громко кричать в подъезде, это плохо», «Оля, подтяни колготки, ты же хорошая девочка, да?», «Коля, только плохие мальчики дергают девочек за косички!».
Почему так? Потому что редко кто готов вместе с ребенком долго и кропотливо разбираться в хитросплетениях жизни. «Вася, когда ты со всеми здороваешься, то это людям нравится. Чем лучше ты будешь относиться к людям, тем больше друзей у тебя будет. Если ты перестанешь здороваться с людьми, и чаще всего будешь отворачиваться от них, то и они начнут отворачиваться от тебя. Ты чего хочешь, чтобы люди тебе улыбались и дружили с тобой, или отворачивались от тебя?», - с первого раза ребенок может не понять такое родительское объяснение, и обязательно захочет проверить, так это или нет. То есть, например, специально перестанет здороваться и улыбаться другим людям. Все это требует от родителей терпения, но есть ли оно у нас?
Кроме этого, ребенок может начать задавать вопросы: «А со всеми ли нужно здороваться? А если у меня нет настроения, я все равно должен улыбаться? А вот мне очень сильно не нравится эта тетя воспитатель, она злая и нас (детей) не любит, я все равно должен ей улыбаться и ее слушаться? А почему мне, когда я злой, нельзя делать что хочется, вы же с папой, когда злитесь и ругаетесь, делаете все что хотите?». Часто ли мы сами (родители) знаем ответы на подобные вопросы?
У ребенка пытливый, сообразительный и еще чистый взгляд на окружающий мир. Зачастую вопросы ребенка подвергают сомнению «правильную картину жизни» родителей. И редко кто из взрослых, путем пытливых детских вопросов, готов пересматривать свои устоявшиеся взгляды на жизнь. Почему? Кто-то говорит, что «времени нет». Кому-то - лень. Бывает, что просто-напросто не знаем, что ответить ребенку. А кто-то боится пересматривать свои взгляды, потому что в них жива программа их родителей «живи как все и не высовывайся», и эту программу они пристраивают своему ребенку. Кто-то боится за ребенка: если он вздумает жить по-своему, он может не вписаться в общество, и тогда оно его не примет. Отчего есть опасение, а хватит ли у малыша сил самостоятельно стоять на своих ногах и идти по жизни собственной дорогой? И как бы там ни было, как писал Эрик Берн: «Оба родителя, каковы бы ни были их личные проблемы, желают ребенку добра. Они учат ребенка тому, что, согласно их картине мира и жизненным представлениям, принесет ему благополучие и успех».
Что же делать, чтобы ребенок вырос «приличным» человеком, без сопротивлений перенял картину мира родителей, да еще и быстро, с экономией сил и «нервов»? Самое простое - научить его бояться оценки «плохой», и заставить стремиться к оценке «хороший». Если ребенок делает что-то неугодное родителям, ему говорят: «Плохой!». Если же малыш соответствует представлениям родителей о «правильном» ребенке, его поощряют: «Хороший ты наш!». Все нормально? Сомневаюсь.
Каждый раз, когда мы говорим ребенку «плохой», мы его бьем интонацией, отсутствием любви (пусть и показным), иногда бьем физически. «Бьем» - грубое слово? Но ребенком отрицательная оценка воспринимается именно как удар, потому что произносится более эмоционально и с большим нажимом, чем оценка положительная. А бывает, что вообще забываем похвалить, либо делаем это мимоходом, как бы невзначай, чего нельзя сказать об оценке отрицательной.
Кроме этого, отрицательная оценка почти всегда воспринимается как угроза ощущению безопасности, благополучия, отношениям с родителями: «Будешь плохо себя вести, я уйду от тебя (или - отдам тебя злому деду Бабаю, или - ты плохая девочка, я не хочу тебя видеть, пока не начнешь вести себя хорошо)», - это серьезная угроза, переживаемая ребенком на глубоком подсознательно-биологическом уровне. Страх потерять родителей равнозначен страху пред смертью, который испытываем мы - взрослые, потому что для ребенка родители = жизнь, поэтому угроза потери родителей равна угрозе потери жизни.
Так, постепенно, плохая оценка становится неразрывно связанной с ощущением боли, физической или психологической, не суть важно какой, но - боли. Вырастая, мы продолжаем бояться плохой оценки, но не ее мы боимся, подсознательно мы боимся следующей за ней боли, которая сопровождала плохую оценку в нашем детстве, мы боимся «потерять родителей» (читай «потерять жизнь»), лишиться ощущения безопасности и комфорта. Внутри каждого из нас живет маленький ребенок, и этот ребенок боится, даже когда ему 50 лет от роду.
Годам к семи мы становимся зависимыми от результата и от оценки окружающих людей. Начинаем бояться сделать что-то не так. А все потому, что когда мы делаем что-то «не так», следом приходит оценка «плохой» (внешняя или внутренняя), а следом - боль. Из-за этого стараемся стоять на одном месте и не совершать «лишних» шагов, ведь можно шагнуть в «неправильном» направлении. Поэтому некоторые из нас постепенно костенеют, становятся такими ограниченными и замкнутыми в своем маленьком, но «приличном» и относительно безопасном мирке. Из-за страха перед ошибками мы вынуждены жить притупленным существованием.
Н-да, вся наша культура сфокусирована на результате. Мы привязаны к результату, болезненно зафиксированы на нем, и это является сильнейшей Интервенцией. Мы волнуемся, переживаем, боимся получить слабый результат, это вызывает напряжение и скованность, а в итоге - плохой результат - то, чего нам так не хотелось получить. Парадокс - волнение о возможности получить слабый результат дает слабый результат - мы приходим к тому, от чего бежим.
Страх ошибок: что делать?
Интересно, можно ли «вернуться в детство», когда мы еще не были так сильно привязаны к результату - в то время, когда нам интереснее было обучение и познание, а не результат? И возможно ли стремиться к высокому результату (ведь он все-таки важен, особенно в бизнесе), перестав бояться ошибок и негативной оценки окружающих нас людей? Вот вам и задача со многими подзадачами и неизвестными, решить с наскока которую вряд ли удастся. Поэтому начнем с малого: разберемся, откуда приходит страх.
Страх - это ожидание негативных последствий, ожидание боли. При этом страх никогда не приходит из настоящего или будущего. Невозможно бояться того, чего ты еще не сделал, или того, что еще только делаешь, ведь не знаешь, каковы будут последствия этих твоих поступков. Страх есть только в прошлом, потому что только в прошлом наступали последствия наших поступков. Лишь в прошлом мы проливали горячий суп на папу и получали за это подзатыльник. Лишь в прошлом мы приносили двойку в дневнике и получали крепкого ремня. Только в прошлом кто-то из нас, например, громко засмеялся в автобусе, а мама его потом долго за это отчитывала. Только там, в прошлом, нас (за наши поступки) предавали, обижали, (за ошибки) высмеивали, бросали, били, ругали, кричали.
Страх всегда приходит только из прошлого. Значит, когда мы боимся сделать что-то в настоящем, мы боимся не настоящего, а прошлого. Мы боимся того, что уже прошло и умерло. Но страх живуч, он приходит к нам и заставляет прогнозировать плохие последствия наших действий в настоящем времени. Страх заставляет ожидать прихода боли за возможные ошибки и промахи. В реальности же бояться нечего, ведь ничего еще не произошло, но мы уже боимся - своих мыслей и выдуманных негативных последствий.
· Парень боится подойти к девушке, так как первое, на что он обращает внимание, это на возможный отказ девушки в знакомстве, на возможную негативную оценку его личности.
· Работник боится зайти к своему начальнику и поговорить о чем-то наболевшем, например, о повышении зарплаты. Потому, что уже ожидает, прогнозирует отказ начальника, и в целом очень нелицеприятный разговор с ним.
· Менеджер с дрожащими коленями входит в зал, чтобы провести презентацию. А все потому, что боится ошибиться, запнуться, забыть какую-либо информацию, не установить контакт с аудиторией, не подписать контракт, боится последующего разноса от руководителя (в случае, если презентация будет проведена с «сучками и задоринками»).
Мы боимся боли, поэтому постоянно сосредоточены на негативных предположениях, что может произойти нечто неприятное. Прошлый опыт шепчет: «За ошибкой всегда приходит плохая оценка, а следом боль. Так что бойся ошибок, бойся поступить как-то неправильно и не угодить (читай «получить плохую оценку»)». Мы слушаем свое прошлое, тем самым, разрешая страху из прошлого портить настоящее и будущее.
Что же делать со страхом ошибок и привязанностью к всегда высокому результату? Приемов уменьшения этой Интервенции много, и они разные. Кому-то требуется более мягкий и терапевтичный подход. Кому-то достаточно рационально-логического обоснования деструктивности страха перед ошибками и причин, почему ошибок бояться не надо. Надо подобрать то, что подходит именно вам, и под вашу задачу (публичные выступления, разговор с начальником, родителем, отстоять/презентовать на совещании свой проект, познакомиться с кем-либо, и прочее). Здесь же приведу лишь несколько приемов, не требующих детального описания и сугубо индивидуального подхода:
«Ожидание смерти хуже самой смерти». Работая со страхом ошибок, разрешите себе несколько раз сделать то, чего боитесь. Как вариант - потерять пару клиентов. Для чего, например, на презентации совершите как можно больше всевозможных ошибок. Кстати, молодым бизнес-тренерам предлагается специально провести два-три «провальных» тренинга, с наибольшим количеством ошибок, чтобы на последующих тренингах они чувствовали себя увереннее. В результате приходит понимание, что не так уж и страшно в ответственные моменты совершать ошибки. А следом приходит спокойствие и уверенность, чего вы и добивались. Этот прием действует по принципу «не так страшен черт, как его малюют»;
«Попробуй меня напугать!!!», - это ответный вызов, который вы бросаете себе, людям, ситуациям, каждый день, каждое мгновение, как только появляются первые предвестники страха. Это что-то из области детства, аналог игры «Слабо?!». Умные родители всегда играли на стремлении ребенка к противоречию, к отстаиванию своей позиции. Если начинаешь подтрунивать над ребенком: «Да, вряд ли у тебя получится, ты испугаешься и не сможешь сам вот это сделать….». Многие дети идут и делают, наперекор, трясясь быть может от страха, но все равно делают. Тоже само предлагается делать нам, взрослым. Только уже самим с собой. Страшно войти в кабинет начальника? Говорите, мысленно обращаясь к ситуации, начальнику: «Попробуй-ка напугать меня!!!», и входите в кабинет. Страшно… будет, но и одновременно задорно, озорно, страх будет разбавлен элементом игры. А значит, его будет меньше, а со временем намного меньше, что и требовалось вам получить.
Видеть свой страх. Когда появится страх, просто осознавайте себя, свои чувства, переживания. Увидьте свой страх: как и где вы боитесь ошибок, ведете себя скованно и излишне напряженно. Например, вы на переговорах, трясутся руки: дышите глубже и ровнее, внутренним взором «осмотрите» себя - где тело расслаблено? а где есть напряжение? присмотритесь к рукам - они трясутся все, или нет? амплитуда «тряски» ровная или рваная? это страх чего, какой самый страшный итог может быть у переговоров (например, я приду к шефу, сниму штаны, и он меня за результат переговоров выпорет) - внесите ноту юмора в свои представления. Вот примерные вопросы помогающие увидеть свой страх. Уже одного простого открытого взгляда на себя и понимания, что происходит и почему сейчас «дрожат колени», достаточно для уменьшения зависимости от стремления всегда быть на высоте, для приглушения страха перед возможной ошибкой и последующей негативной оценки окружающих. Осознание целительно, и работает просто - внутренний взор запускает мыслительный процесс, вы начинаете думать, осознавать себя, фокус внимания смещается на анализ своего состояния, в результате переживания отходят на второй план, эмоции притупляются. Это действительно просто - вместо того, чтобы бояться «волка в шкафу», вы открываете шкаф и начинаете его там искать;
Все внимание обучению, а не результату. Пусть главным для вас (для начала, в не очень важных и судьбоносных делах) будет ответ на вопрос, чему я хочу научиться в предстоящем деле (разговоре, встрече), вместо, какой результат хочу получить. Геннадий Хазанов как-то сказал удивительную фразу: «Страх от того, что ты никуда не движешься, гораздо сильнее страха не попасть туда, куда ты движешься»;
Во время действия - только действие. Этот прием я взял у Владимира Леви. Цитирую отрывок из его книги «Ближе к телу»: «Мухи отдельно, котлеты отдельно! Либо действую, либо занимаюсь анализом и самоанализом - в каждый момент времени только одно из двух. Во время действия - только действие»;
Мерьте свою успешность количеством совершенных ошибок. Давным-давно, еще на заре становления национальной баскетбольной ассоциации США, аналитики и статисты задумались: «Мы постоянно выявляем лучших бомбардиров - тех, кто больше всех забивает голов, но никогда не определяем, а кто же больше всех промахивается, ошибается. Почему бы нам в этом году не провести такое исследование?». На том и порешили. Начался очередной баскетбольный сезон, в котором статисты ассоциации определяли не только лучших игроков, но и тех, кто больше других ошибается. По окончании сезона подвели итоги, и многие оказались поражены получившимися результатами: напротив графы «Игрок, больше всех промахнувшийся по кольцу», стояла фамилия игрока из графы «Лучший бомбардир». Оказывается, те игроки, что больше всех забивали голов, делали результативные передачи, больше всех остальных игроков… промахивались, ошибались. Думаю, что аналогия с нашей повседневной жизнью напрашивается сама. Чем меньше сил и энергии тратишь на жизнь, чем дольше стоишь на месте, ожидая правильного и точного «броска», чем больше экономишь себя - тем меньше и получаешь. И наоборот, чем больше двигаешься, пусть и ошибаешься, падаешь, промахиваешься, но не останавливаешься, а встаешь и продолжаешь двигаться - тем больше получаешь, попадаешь, обретаешь. Количество успехов и достижений пропорционально количеству промахов и ошибок (качественно усвоенных). Спросите у любого человека, часто ли он ошибается, и легко сможете определить, а часто ли он получает от жизни желаемое. Согласитесь, это интересный прием - мерить свою успешность не количеством «успехов» и высоких результатов-достижений, а количеством ошибок. После этого только и хочется пожелать: совершайте как можно больше ошибок разных, и будет вам счастье!
Резюме…
Точку в работе со страхом ставить рано. Очень рано. Страх многолик, многогранен, как и много способов и приемов управления им. Хочу закончить тем, с чего начал. Один из смыслов нашей жизни, одна из основ самой жизни, это постоянное движение: упал - поднимайся, упал - поднимайся, вновь упал - снова поднимайся… Каждый день, это решение «быть или не быть», «жить или не жить». Это каждодневная реальность, приглядитесь внимательнее - жизнь так устроена…
С уважением,
Авдеев Сергей
г.Екатеринбург