Обо мне... и немного про Сценарий жизни

Jul 15, 2012 17:48



Здравствуйте! Позвольте представиться:

Сергей Авдеев - психолог, коуч, бизнес-тренер. Имею два основных образования - в области финансов и психологии (плюс разные профильные курсы), а также успешный опыт работы на госслужбе (заслуженные регалии - советник налоговой службы III ранга, советник юстиции III класса) и в сфере продаж на рынке FMCG, что дает мне надежду на то, что мои теоретические знания психологии человека подкреплены (и продолжают подкрепляться) разносторонним житейским и социальным опытом. С 1999 года веду тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, индивидуальное психологическое и коуч-консультирование. Родом я из Челябинской области, в настоящее время живу и работаю в городе Екатеринбурге.

Еще познакомиться со мной можно через мои книги:





и мои статьи о коучинге: http://www.bkworld.ru/archive/articles.html?author=34

Направление моей работы

Детство у большинства из нас травматично  и эти травмы влияют на то, как мы проживаем свою взрослую жизнь, достигаем ли нужные цели, довольны ли собой, жизнью, окружающими людьми. Зная "без прикрас" свое детство, можно понять причины того, почему взрослая жизнь проживается именно так, и на основе этих знаний менять свою жизнь в желаемом направлении. Поэтому основное направление моей работы в тренингах и консультировании, это:
  • анализ влияния детства на взрослую жизнь;
  • изменение негативных жизненных сценариев, сформированных воспитанием родителей, обществом и собственными решениями человека.


Что такое жизненный сценарий, виды жизненных сценариев

Признаки наличия сценария жизни

Можно ли по каким-то признакам понять - есть ли у меня сценарий жизни? Да, конечно, критерий простой - если вы еще живы, сценарий у вас есть. Это, конечно, шутка, но как нельзя хорошо отражающая реальное положение дел. А если серьезнее, то само по себе понятие «сценарий» предполагает какую-то изначальную заданность, схему, план, структуру по которой все развивается - значит, самый первый признак наличия сценария, это
  • Регулярно повторяющиеся события (ситуации, ошибки). Когда есть ощущение, что жизнь идет по какому-то не понятно кем заданному кругу и вырваться из него не получается. Когда раз за разом почему-то наступаешь на одни и те же «грабли».

Примеры событий жизни, которые могут повторяться:
  • И вроде бы с воодушевлением начинается новое дело, новая жизнь, новые отношения, но через время радость почему-то уходит - и вроде бы все хорошо, но радости внутри нет, желанного удовольствия от происходящего нет, и жизнь вновь ощущается скучной и пресной.
  • Работу сменил (другой человек рядом, новые друзья, вроде как и новое желанное место работы), но спустя время все началось сначала...
  • Что-то мешает доводить дела до конца. Очередное начинание почему-то выскальзывает из рук. Например, на очередном месте работы уже почти дорос до следующего карьерного шага, но вдруг все снова сорвалось.
  • Что-то не дает расслабиться и просто наслаждаться жизнью. Вместо этого внутри полно всякого беспокойства, страхов, сомнений. И даже когда все вроде бы хорошо, внутри все равно тревожно и напряженно.
  • Что бы ни делал, за что бы ни брался, к каким бы целям ни шел - я не получаю от жизни то, что хочу.
  • Периоды осмысленности жизни сменяются очередным отсутствием веры в себя, потерей смысла жизни и вообще каких бы то ни было жизненных ориентиров.
  • Дойдя до очередной цели вдруг вновь ощущаю непонимание Куда и Как жить дальше.


Что же это такое - сценарий жизни?

Сценарий жизни, это неосознаваемый жизненный план, который каждый из нас формирует в своем далеком детстве. Причина формирования сценария - в существующих условиях ребенку нужно как-то выживать, удовлетворять свои потребности. А условия детства могут быть разными, которые чаще всего выражаются в определенном отношении родителей к ребенку, в их специфическом поведении, в наполненном своими особенностями социальном окружении. Выживая во всех этих условиях, ребенок в отношении себя принимает разные решения, на основе которых и формируется сценарий жизни.

Приведу примеры таких разных, и одновременно часто встречающихся условий детства.
  • одни родители мало уделяют внимания, всем своим поведением показывая «Не нужно быть близким. Нельзя доверять»;
  • другие часто приговаривают «Да в кого ты такой выродился?! И за что ты нам такой достался?!» - демонстрируя не желанность малыша в этом мире;
  • третьи - не хотят, чтобы ребенок взрослел (радуются, когда малыш дурачится, и грустят, когда он делает что-то более осмысленное);
  • четвертые наоборот - требуют «Не будь ребенком!», например, приговаривая: «Хватит уже прыгать и скакать, будь серьезнее!»;
  • пятые - всем своим поведением внушают «Не чувствуй то, что ты чувствуешь» - (это, например, происходит, когда переживания малыша ставятся под сомнение простым обесцениванием его чувств: «Хватит реветь, это ерунда какая-то!»);
  • шестые  - постоянно сравнивают не в твою пользу: «Вечно ты у меня отстаешь! Вон, Петька уже читать начал, а ты чего?» - отчего ребенок может усвоить: «Я всегда хуже других»;
  • одни родители, с низкой самооценкой, не рады успехам ребенка, попутно внушая «Не будь успешным»;
  • а другие наоборот - стремятся за счет ребенка сделать в жизни все, чего сами не успели, заставляя свое дитя бежать по жизни за постоянным признанием и достижениями (пока он не упадет от перегрузок);
  • кто-то же не хочет «включать голову» под градом пытливых детских вопросов и обесценивает инициативность в ребенке: «Не высовывайся. Не умничай. Не интересуйся. Не лезь, пока не позовут».

Как выжить во всем этом разнообразии не всегда здорового родительского поведения, да еще получить то, что хочется? Неосознанно задаваясь этими вопросами, ребенок начинает все так же неосознанно принимать решения относительно себя:
  • кто я такой;
  • на что я способен;
  • что мне доступно, а что - нет;
  • уважаем ли я, желанен ли, любим;
  • заслуживаю ли я того, чего хочу;
  • что мне нужно делать, чтобы получить желаемое (например: поплакать, заболеть, устроить истерику, или бессильно опустить ручки и грустно так вздохнуть).

Отвечая на подобные вопросы, ребенок определяет для себя стратегию - сценарий своей жизни, цель которого оправдать принятые относительно себя решения. И вся дальнейшая жизнь, в том числе и взрослая, подстраивается под принятый сценарий. Именно «подстраивается» - впихивается в сценарий, потому что жизнь и ее возможности намного шире, чем представления человека о самом себе и своих способностях. Но решения о себе уже приняты, пусть и в далеком детстве, и теперь я энергично следую им, рассматривая взрослую жизнь через призму своих детских представлений о ней…

Виды жизненных сценариев

Есть три основных негативных сценарных направления, с которыми мы выходим во взрослую жизнь: «Без радости», «Без любви», «Без ума». Подумайте, насколько это хотя бы отдаленно похоже на вас:
  • «Без радости» - это когда, чтобы мы ни делали, радости внутри нет. Отчего начинаем бежать по жизни еще быстрее, и еще быстрее, зарабатывая деньги, получая «грамоты» и прочие первые места, собирая в свою «копилку» всяческие атрибуты успешной жизни, НО… почему-то радости от этого всего как не было, так и нет… Бывает, что кто-то со стороны говорит: «С жиру бесишься», но что поделать, если даже самому себе объяснить сложно, почему внутри удовольствия нет. И тогда жизнь наполняется чем-то, что хотя бы на время приносит радость - экстремальные виды спорта, алкоголь, беспорядочный секс, наркотики, а кто-то просто старается бежать по жизни еще быстрее, чтобы радоваться очередным  нулям на своем банковском счете - да, эта радость не долгая, но все же… Со временем, жизнь «без радости» начинает все больше проживаться в голове, чем наяву - когда уже далеко наперед знаешь, что и как будет происходить, что и как со всем этим будешь делать, чувствовать, люди и ты сам становитесь настолько предсказуемыми, что просто скучно жить.
  • «Без любви» - когда о таких понятиях, как любовь, доверие, близость, родство душ, чувственность знаем по книжкам, по фильмам, по словарям, НО в своей жизни этого нет. Есть тоска по чувствам, по любви к себе, по душевной близости с другим человеком, а настоящих ощущений внутри нет. Есть потребность в любви от другого человека, но чтобы я при этом ни делал - «меня никто не любит», «видимо, я недостоин любви». Как итог - хронические неудачи в любви, одиночество, депрессия, у кого-то взращенная эмоциональная черствость, алкоголь, и совсем крайняя форма - самоубийство.
  • «Без ума» -  когда поступки полны легкомыслия, глупости, а внутри - лень, нерешительность, апатия. Когда: «В ответственный момент моя голова как будто отключается, и я не могу вспомнить нужную мне информацию - и вроде знаю, но вдруг разом все забыл», или «У меня плохая память, я с трудом запоминаю информацию, с еще большим трудом могу что-то вспомнить, особенно в ситуации требующей быстроты мышления».

А может ли быть такое, что у меня есть наличие симптомов всех трех сценарных направлений? Да, мы можем разные направления жизни проживать по разным сценариям. Например, на работе - «Без радости», а в быту - «Без ума и любви» - такой человек на работе может быть руководителем, а вот в семейных делах полный профан, и наоборот. Зачастую так и происходит - разные направления жизни проживаются с разной степенью успешности и не успешности.

Определив основные сценарные направления в своей жизни, можно понять схему сценария, по которой он разворачивается. Существует всего шесть сценарных схем:

«Пока не» - девиз этого сценария: «Со мной не может произойти что-то хорошее до тех пор, пока что-то не закончится, не случится»… Примеры: «Я не могу расслабиться, пока у меня не будет семьи», «Пока у меня не будет собственного жилья, я не могу ощущать себя полноценным и уверенным в себе мужчиной», «Пока не вышел на пенсию, я не могу жить в свое удовольствие», «Я не могу радоваться, пока не закончу работу», «Когда-нибудь жизнь отплатит мне за все мои старания, а пока, видимо, я еще недостаточно стараюсь и терплю», «Я смогу начать жить своей жизнью только после того, как дети вырастут и покинут мой дом». Олицетворяет этот сценарий миф о Геракле - свои 12 подвигов он совершал с целью заслужить право считаться хотя бы полубогом. Так и многие из нас не разрешают себе вкусить сладость жизни до тех пор, пока не будет совершено необходимое количество «подвигов»…

«После» - это обратная сторона сценария «Пока не» - проживается под девизами: «Если я позволю себе что-то хорошее сегодня, то завтра за это вынужден буду заплатить», «За все хорошее нужно расплачиваться», «После школы (свадьбы, рождения детей) жизнь состоит из сплошных обязательств и трудностей», «Сегодня, конечно, все замечательно, но завтра обязательно все будет плохо», «Сегодня смеюсь, значит, завтра буду плакать». Человек в этом сценарии живет в постоянном напряжении - в ожидании расплаты за то, что позволил себе нечто хорошее сегодня. Такой человек живет в хроническом «зажиме», стараясь не сделать «чего лишнего», потому что после за это может «прилететь по затылку». Олицетворяет сценарий миф о царе Дамокле, над головой которого на конском волосе висел меч, и после того, как Дамокл увидел этот меч, его жизнь наполнилась страхом, что меч в любое время может упасть на него, отчего он потерял возможность сладострастно пировать с гостями и просто наслаждаться жизнью.

«Никогда» - схема проста - «Я никогда не получаю то, что больше всего хочу». От человека, находящегося в этом сценарии, мы часто можем слышать о его больших желаниях, например, начать свой бизнес. Но этот человек только говорит о своем желании, и ничего не делает для первого шага (не учится, не ищет идею, не составляет бизнес-план, и т.п.). Олицетворяет сценарий древнегреческий миф о Тантале, что в наказание стоял почти по горло в воде, но когда он хотел напиться и наклонял голову, то вода отступала. А когда Тантал протягивал руки к свисающим над водой веткам деревьев с вкусными плодами, то внезапно налетал ветер и относил ветки в сторону. Так, стоя в воде и рядом с сытными плодами Тантал умер от жажды и голода. Так и многие из нас, имея в наличии массу способностей и возможностей, лишь продолжают испытывать «Танталовы муки» и не получают от жизни желаемое.

«Всегда» - этот сценарий сопровождается вечным вопросом: «Ну, почему это всегда случается со мной?». Почему: «Мне всегда попадаются одинаковые мужчины», «Я всегда устраиваюсь на работу с деспотичными начальниками», «Я совершаю одну и ту же ошибку несколько раз». Сценарию соответствует миф об искусной ткачихе Арахне, которая, не подумав, вступила в спор с богиней Минервой и опрометчиво вызвала ее на состязание по вышивке. Богиня оскорбилась и превратила Архану в паука, обреченного вечно ткать свою паутину. Так и многие из нас раз за разом совершают свои поступки «не подумав», отчего снова и снова наступают на одни и те же «грабли».

«Почти» - когда регулярно от кого-то слышим: «В этот раз я почти достиг своего». Помните миф о Сизифе? Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать большой камень на гору, и когда он уже почти достигал вершины, камень выскальзывал из рук и катился вниз, а Сизиф снова принимался за свою работу. Так и в жизни бывает, что в двух шагах от «вершины» дело почему-то опять выскальзывает из рук и приходится все начинать с самого начала. У этого сценария есть два варианта развития. «Почти 1» - в точности соответствует «Сизифову труду», такие люди: «Почти закончила институт», «Почти получил повышение в карьере», «Почти создал семью», «Почти дошла до цели/реализовала свою мечту», «Почти прочитала книгу». В сценарии «Почти 2», закатив свой «камень» на одну гору, тут же находится новая гора, и камень катится на нее. Институт, аспирантура, диссертация, работа - одна должность, другая, третья, на банковском счете - одна сумма, другая, третья. В этом сценарии цели постоянно сменяют одна другую - еще выше, еще дальше, еще больше - жизнь проходит в постоянном движении на очередную «гору». В этом случае быть радостным, спокойным, легким - когда?..

«Открытый конец» - говорили ли вы себе когда-нибудь «Я не знаю, что дальше»? «Дети выросли, разъехались, а я не знаю, как мне жить дальше», «И вот она - долгожданная пенсия, и что дальше?», «Ну, вот - получила образование, устроилась на работу, муж, дети - но почему внутри ощущение пустоты и не понимание, как и зачем жить?». У таких людей было понимание смысла жизни до определенного момента (часто навеянное родительским: «Вот закончишь институт, а потом…», «Вот выйдешь на пенсию, а потом…», «Вот обзаведешься своей семьей и уже потом…»), но это «потом» всегда было не понятно. И когда это «потом» наступило, то возник вопрос - что делать в этом отрезке жизни?

Повторюсь - в жизни можно проживать несколько сценариев одновременно. Например, на работе «Почти» - Сизифов труд, в семейной жизни - «Никогда» - никак не могу найти достойного спутника жизни.

Как же работать со своим сценарием, если есть желание его изменить?

Для работы со своим сценарием нужно, во-первых, признать его наличие, во-вторых, определить вид сценария. Далее, варианты:
  1. Начните действовать с точностью до наоборот, по отношению к своему сценарию - разорвите наработанные годами шаблоны своего поведения. А после, путем проб и ошибок, ищите тот способ жизни, который вам нужен.
  2. Более мягкий вариант - начните менять свои привычные схемы поведения в сторону желаемого результата. Составьте список ситуаций, в которые раз за разом попадаете и в итоге не получаете то, что вам нужно. Далее определите - как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях в будущем, как хотите получать ожидаемый результат. Потом опишите для себя новую форму вашего поведения, с помощью которой вы получите желаемое. Затем вам остается ждать наступления этих ситуаций и путем сознательного контроля проживать их по новому «сценарию».

Если не получается убрать сценарий самостоятельно, найдите себе психолога, психотерапевта, коуча, что окажет вам поддержку и помощь в работе с вашим жизненным сценарием.

Что почитать про жизненные сценарии?
  • Клод Штайнер, «Сценарии жизни людей».
  • Эрик Берн, «Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
  • Ян Стюарт, Вэнн Джойс, «Жизненный сценарий».
  • Ян Стюарт, Вэнн Джойс, «Современный трансактный анализ».
  • Мэри М. Гулдинг, Роберт Л. Гулдинг, «Психотерапия нового решения. Теория и практика».


Формы моей работы

Индивидуальные консультации - встречи по 50-60 минут. Периодичность - обычно раз в неделю. Количество - от одной встречи до… получения вами нужного результата.

Групповая работа - это работа со своими запросами в группе таких же Ищущих ответы на свои вопросы. Периодичность - раз в неделю. Время - 3-4 часа и более, в зависимости от формата группы, например, марафон может идти до 8 и более часов.

Мое мнение - работать лучше в группе, а не на индивидуальных встречах. Потому что в группе больше энергии и часто, наблюдая со стороны разбор ситуации другого человека, можно найти ответы и на свои вопросы, плюс - группа помогает взглянуть на волнующую ситуацию не с двух точек зрения (психолога и клиента), а, как минимум, с 10-15 разных сторон. Еще - группа, это своеобразная мини-модель социума, в котором мы живем, где можно легко проявить себя, поэкспериментировать над новыми моделями поведения, собрать в отношении себя и своих запросов честную обратную связь от других людей (что редко получается сделать в «большой» жизни), отчего взгляд на себя становится объективнее, искреннее. Что еще важно, группа - это хорошее место поддержки в пути работы над собой со стороны таких же путников, как и ты.
Вообще часто бывает так, что человек приходит на индивидуальную консультацию и, после снятия пика переживаний, идет дорабатывать свои вопросы в группу.

Мои контакты

Записаться на консультацию, группу вы можете:
  • связавшись со мной по электронной почте avdeev-sn@yandex.ru
  • по телефону +7 922 630 79 10
  • по Skype avdeev-sergey


расписание, сценарий жизни, обо мне

Previous post Next post
Up