Есть одна нация, возникшая не так, как другие. И ведущая себя в мире слишком часто не так, как хотелось бы остальным. Нация, в которой горячая вера в право на «стремление к счастью» для себя сочетается с твердым убеждением в праве учить этому счастью всех остальных. Последней фразы, думаю, достаточно, чтобы понять, кого я имею в виду - конечно, это американцы. Два последних поколения как минимум выросли с чувством того, что они живут в сверхдержаве, которая управляет миром. Еще два предыдущих знали, что так будет, и очень скоро.
Но и для США бывают трудные времена. В ХХ веке так было, например, во времена «великой депрессии» 1929-33 гг., когда были подорваны и сама вера в «американскую мечту», и прагматичный индивидуализм, заложивший основы этого пестрого национального сплава. Тогда, «одноэтажную Америку» - т.е. большинство народа вытащил из этого провала Франклин Рузвельт.
5 июня 2004 г. в Лос-Анджелесе умер 90-летний впавший в детство старик - потерявший память, не узнававший даже жену, наверное, сам уставший от своих немощей. Узнав о том, что его ждет - диагноз о болезни Альцгеймера был поставлен 10 годами раньше - он попрощался со всеми и жил затворником. Но Америка и похоронила его с почестями, и погоревала, вспоминая былое. Рональд Рейган стал еще одним редким президентом, который не только вернул американцам веру в себя и свою страну, где почти всегда все хорошо и правильно, но воплотил в жизни любимую легенду о человеке из низов, который сам себя сделал и дошел до всех мыслимых высот.
Парень без особых следов образования, актер - и «великий коммуникатор», творец «рейганомики», «консервативной революции», «нового федерализма». Лучше всего этот «добрый дядя» с не наигранной, а явно присущей ему по жизни простонародной манерой поведения умел себя самого и свою политику идентифицировать с американскими ценностями и традициями. Оптимизм был его главной чертой - но оптимизм, основанный на спокойной уверенности в преодолении трудностей: «Проблем у нас множество, возможности же наши их решить - безграничны». Каково? Надо ведь уметь не только сказать так, но и самому верить в это.
Еще пара цитат от главы страны, главы исполнительной власти: «Правительство - не решение нашей проблемы, правительство и есть наша проблема». «Правительство не решает проблем, оно финансирует их». Рейган был убежден, что «либерализм» в США идейно обанкротился, государство не должно влезать во все и вся, брать на себя решение проблем человека и экономики, в очередной раз убеждаясь, что они растут, как отрубленные головы у гидры. Свобода рынка, дерегуляция, дебюрократизация, снижение налогов. Вплоть до жесткой картины мира по Рейгану, где социальные программы названы благотворительной помощью с оттенком унижения, экономическая помощь бедным странам - «субсидией социализму», городское строительство - «наступлением на свободу личности», бесплатное образование - «не всеобщим правом, а привилегией тех, кто его заслуживает».
Рейгановский рецепт «если что-то работает, облагай это налогом, если оно продолжает работать - регулируй, а если остановилось - субсидируй» в конечном счете заработал и работает, хотя до сих пор не очень понятно, как это произошло. Безусловно, большую роль сыграли военные программы и возвращенное поствьетнамскому поколению ощущение силы и правоты Америки. Но тот же Рейган со своей «империей зла» сказал и такую фразу: «История учит, что войны начинаются тогда, когда правительства считают, что цена агрессии мала». Не стоит ли сейчас об этом вспомнить?
Но вообще-то почти все его проникновенные фразы, все истины звучали настолько банально и общеизвестно - что в них хотелось верить! И в этом весь Рейган. Его политическое чутье, интуиция вернули Америке веру в своего президента, положили начало структурной перестройке экономики. И увеличили пропасть между богатыми и бедными. Но и на этот случай у него оказались правильные слова:
«Мы не можем помочь всем, но каждый может помочь кому-то».