510 лет назад в одном из городков Прованса родился Мишель де Нотрдам, более известный по латинскому варианту своей фамилии - Нострадамус. Оставил врач Нострадамус после себя тысячи спасенных во время чумы жизней, за что получал заслуженную пенсию. А прорицатель Нострадамус оставил нам туманные зашифрованные послания, после чего уже почти 500 лет о том, что он таки хотел сказать, стали писать книги. Написали 10 тысяч и еще напишут. Итог - нулевой.
Еще раз подтвержден психологический закон: человек хочет знать, что будет. Причем знать больше не о том, что будет хорошего, а что произойдет плохого. По возможности, не сейчас и не с ним. Поэтому толкуются пророчества в основном о том, что уже было или когда-то будет. Что-то случилось, поэтому можно порадоваться, что хуже уже не будет. А в будущем - и это тоже общее место - нас все равно ждет смерть и уничтожение этого мира. Но все надеются, что не сейчас, хотя периодически очередное предсказание указывает очередную «точную» дату и начинается лихорадочный психоз - пронесет?
В чем Нострадамус гениальнее многих других? В том, что сумел озвучить свои видения, пророчества или что еще так, что они мало кому понятны. Писал он на старофранцузском языке, добавлял латинские элементы и сдабривал эту смесь греческим. Выражался туманно, но значительно. В результате даже современники, не говоря о потомках, терялись в догадках, о чем тот или иной катрен, альманах или проза Нострадамуса. Но нельзя же показать свою неученость - легче поверить. А потомки вообще получили полный простор и возможность, в свою очередь, стать провидцами, угадав хоть часть, т.е. с помощью сложной системы подсчетов, коэффициентов и пр. придать этому туману читабельный и понятный вид. Не сбылось еще? Ничего, сбудется, это же Нострадамус писал, авторитет.
Многие возразят, что у Нострадамуса были минуты подлинного озарения и точности. Верю. Но еще больше верю в то, что на одну из таких минут приходятся десять, обросших легендами. Кстати, о том, как пальцем в небо попасть: есть такая сказка о султане, который решил испытать своего предсказателя. Попала султану в это время муха в сладости, накрыл он ее и спрашивает - скажи, что сегодня за гость у меня? Думал бедняга-прорицатель, но ничего его не озаряло. В отчаянии воскликнул: «Попался я как муха в пахлаву». И все восхитились - провидец!
Почитатели всех предсказателей и ведунов утверждают, что ценность пророчества не становится меньше, если его смысл стал понятен только после того, как это событие произошло. Но кто может утверждать, что перевод и толкование не «привяжут» в таком случае одно к другому, если есть хоть малейшее сходство? Ведь часто оказывается, что Нострадамус не писал всего того, что ему сейчас приписывают. Или писал о прошлом, думая, что похожее будет и в будущем. В этом его предсказания являются одними из самых интересных в общем потоке средневековой мистики и эсхатологии.
Поиски «точности» в будущем и вера в неизбежность предсказанных событий разрушают принцип свободы воли человека, данный ему Богом при творении. А свобода воли как раз и проявляется в единстве будущего и прошлого через настоящее, за которое человек перед ним и отвечает. Бог доверяет нам. Если мы свяжем себя туманом предсказаний, если будем ждать знамений, то в чем тогда наша вера? И для чего нам разум?