15 января 730 г. в Византии император Лев III Исавр, заручившись поддержкой сенаторов и даже высшего духовенства, запретил почитание икон. С этим не согласился Константинопольский Патриарх Герман, во всеуслышание объявив об этом и даже сложив с себя сан, что для Патриарха, наверное, самая крайняя мера осуждения - если нет сил бороться.
В Византии начался период иконоборчества. Были уничтожены иконы, фрески, преследовались церковная живопись, скульптура. Что еще хуже - пролилась кровь, были сломаны многие судьбы. В 787 г. VII Вселенский собор вернулся к иконопочитанию, разработав после гонений его богословское и каноническое обоснование. Казалось бы, все вернулось на круги своя и, действительно, современная Церковь признает в отношении почитания икон решения этого собора. Но споры о том, что такое икона, не утихли и в Византии, и на протяжении всей истории христианства. Этот вопрос становился одной из главных тем для дискуссий, ересей и, соответственно, поводом для казней и крови.
Для ранних христиан «икона» была символом. Изображен старик пастырь с овцой - всем понятно, что это про Иисуса, хотя вовсе на него не похоже. Рыба, виноградная гроздь - еще более.
Потом все изменилось. В иконе стали искать образ Бога. И доискались до того, что Анастасий Синаит написал в VII в.: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение». (А сейчас так не бывает?)
Иконоборцы в VIII в. начали с осуждения крайностей и суеверий - это когда краску с иконы ноготком отскоблить, с водой смешать - будет тебе все, что просишь. Когда иконе поклоняются как идолу (евреи Моисея тоже себе золотого тельца сотворили - и что вышло?). Это было показателем, что вопрос назрел, он не разработан в богословии, да и общество не просвещено. Этим и занялся VII Вселенский собор, восстановив иконопочитание и объяснив его: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и покланяющийся иконе поклоняется ипостаси изображеннаго на ней».
Здесь очень тонкая грань между ощущением иконы как помощника в молитвенном общении с Богом и иконы чуть ли не как воплощения какой-то стороны Его ипостаси, которую надо обязательно поцеловать (да вот так, а не иначе), пройти под ней, поставить свечку вон той, а не этой… Почему Константину и Елене, императору Византии и его матери, «надо» молиться об урожае огурцов? А иконе Богоматери «Неупиваемая Чаша» - нескончаемой Чаше любви и страдания - для избавления от пьянства? По слабости нашей, чтобы понятнее? Но прошли те времена, когда священнослужители считали икону книгой для паствы, вернее, картиной, поскольку люди были неграмотными. Благодать Божия внутри нас и, почитая иконы, не стоит забывать, что поклоняемся мы не им, а Тому, кто дал нам этот дар, наделил человека душой, искрой мысли и - свободой.