Тема дополнительного образования, по-моему, никогда не потеряет актуальность. Действительно, любой человек - от Бога, от природы (кому как больше нравится) - является самодостаточной личностью. Наращивать эту независимость и самодостаточность нельзя, но вполне можно приложить усилия, чтобы развить какие-то природные данные и способности.
Для нашей семьи дополнительное образование представляется очень важной темой именно потому, что оно позволяет детям раскрываться и воспитывает в них креативное начало, делает творцами, пусть и с маленькой буквы.
Уже стало общим местом ругать нашу систему школьного образования: много нестыковок в учебных планах, не хватает современных пособий и технических средств, мало квалифицированных педагогов. Со всем этим можно согласиться, но вот все, что делается на ниве внешкольного или дополнительного образования, меня откровенно радует. Оно показывает, на мой взгляд, достаточно бурные темпы роста, и представляется мне очень перспективным. К этой категории, кстати, я отношу и спортивные секции.
Думаю, что ключевую роль в этом процессе играют рынок и коммерциализация. На самом деле, нет никакой обязаловки, родители и дети сами выбирают, что им нравится, а что нет, и голосуют за свой выбор деньгами.
Не претендую на истину в последней инстанции, но хотел бы с вами поделиться своими принципами и подходами к дополнительному образованию.
Прежде всего, зная интересы и оценив способности ребёнка, подталкиваем его к самостоятельному решению развивать их. После этого смотрим на физическое состояние ребенка, чтобы определить приемлемое для него количество занятий спортом.
Это не обязательно должна быть спортивная секция, можно ограничиться общей физической подготовкой. У нас, к примеру, инструктор 2-3 раза в неделю проводит с детьми общеукрепляющий комплекс занятий, не считая ежедневные пешие прогулки по полтора часа, катание на велосипедах и роликах.
Мой жизненный опыт показывает, каждый ребёнок должен уметь плавать. Для этого мы пригласили тренера по плаванию, который проводит занятия два раза в неделю.
Это что касается, так сказать, физических кондиций. Теперь о развитии других способностей.
Согласитесь, одно из основных требований современной жизни - это знание иностранного языка. Наши дети с полутора лет начинают изучение английского. Этим заняты приглашённые из Великобритании педагоги. Мы завели такой порядок, что суббота, воскресенье и понедельник у нас английские дни - все говорят только по-английски.
Для полного погружения в языковую среду мы ежегодно отправляем старших детей на летние каникулы в английские школы. Я считаю, это полезное дело: дети общаются со сверстниками, имеющими совсем другой культурный уклад, менталитет и привычки. Это помогает им социализироваться и чувствовать себя вполне уверенно в иностранной среде.
Далее на очереди стоят кружки, студии и школы по интересам. Мы изучаем, что предлагают государственные и частные учреждения дополнительного воспитания и образования. Нас интересуют кружки для творческого развития детей и возможности получить в них опыт общения с другими детьми и взрослыми. Это очень важная задача, решить которую в рамках только одной семьи не представляется возможным.
Не менее важно оценить способности и умения самого педагога или мастера. Стараемся навести справки об этом человеке, но чаще всего при выборе полагаемся все же на интуицию. Хотя этим дело не ограничивается. Мы стремимся поддерживать постоянное общение с этим человеком, а также наблюдаем за ребёнком и изучаем его поведение во время занятий в данном кружке или секции.
Но во всем надо знать меру. Мы пытаемся оценить недельную нагрузку на ребёнка и распределить занятия так, чтобы он имел возможность полноценно заниматься и в меру отдыхать.
Ну и, конечно, нельзя самоустраняться, перекладывая все на плечи тренеров и педагогов. Мы сами принимаем активное участие в воспитании и развитии детей, составляем на месяц план поездок на экскурсии, в театры, в музеи или просто в парки отдыха.
Если резюмировать, то во главе угла должны стоять интересы самого ребенка. И здесь самое главное научиться не просто слушать ребенка, но и слышать его, найти разумный баланс между тем, что полезно, и что интересно.
Самое печальное, когда родители начинают воспринимать ребенка как свое продолжение - я не научился рисовать, а вот ребенок должен. А потом начинают давить на ребенка, на преподавателя. Поэтому здесь встает вопрос свободы выбора, но об этом поговорим отдельно.
Интересно, а какой подход к внешкольному образованию используете вы?