«Ледовое побоище» и его главный герой - Александр Невский превратились за 770 лет в символы патриотизма. «Госзаказ» на это поступил в период упорной борьбы России со Швецией в XVIII в., а окончательно образ «защитника земли Русской от немецких псов-рыцарей» был сформирован в сталинское время. Знаменитый фильм Эйзенштейна был снят в 1938 году, на следующий год подписываются пакт о ненападении и договор о дружбе с Германией, что чуть не лишило пафос фильма актуальности, однако Великая Отечественная война все поставила на место.
Невский бился за Русь, за православие, окружал немецких монстров, трескался лед, тонули тяжелые рыцари, а русские воины с просветленными лицами возвращались домой, отстояв в смертельной борьбе землю и веру.
Немцы и шведы в начале XIII в. с огнем и мечом прошли по Прибалтике, «натиск на Восток» вполне мог затронуть и ослабленную монголо-татарами Русь, богатый торговый Новгород. Стоп. Не далее как в 1240 году Александр стал Невским, разбив шведов на Неве. Реванша захотели? Но все было и проще, и сложнее.
Псковский князь Ярослав, сам наполовину швед, привечал ливонцев. За это ли или за что другое псковичи, как и новгородцы, охотно торговавшие с немцами-шведами, его изгнали. Ярослав вернулся из Риги с отрядом в 1233 году, Псков с Изборском отбились, но в 1240 году он все же захватил Изборск, вместе с немцами - Псков. Не желая иметь Орден совсем у себя под боком, новгородцы попросили помощи у соперничавшего с псковским Ярославом великого князя Ярослава и его решительного сына Александра, ими же изгнанного сразу после победы на Неве. Религия на первом плане не стояла, тем более, что папа крестовых походов на русском направлении и не объявлял.
Александр оправдал надежды новгородцев - выбил немцев из Копорья, Пскова, но не остановился, а по традиции пошел войной на территорию врага, стал «разорять» земли под Дерптом. Его разведотряд под предводительством «мужа честнаго» Домаша был разгромлен, и в спешке собранные крестоносцы вместе с дерптским ополчением чуди-эстов пошли короткой дорогой наказывать Новгород, отрезая Псков. Александр решает их перехватить и подходит к Чудскому озеру. Не на льду (столь наивны в апреле не были обе стороны), а на суше происходит битва. Новгородцы с суздальской дружиной брата Невского Андрея превосходили немцев по численности, однако «профессионалов» там было не больше, чем у рыцарей. Немцев с помощью засадного полка оттеснили на лед и разбили.
Все это произошло не 18, а 12 апреля - дата сбилась из-за неточностей календарей. Битва была довольно рядовым событием, уступала по масштабу другим сражениям (при Сауле в 1236 г., под Раковором в 1268 г.). Договор с Орденом 1243 года об отказе от русских земель (а Новгорода - от ливонских!) особо ни к чему не привел, как все «вечные», он был забыт не позже, чем через 10 лет, и войны продолжились. Псковский Ярослав, кстати, быстро помирился с Александром, получил Торжок и исправно бил теперь литовцев.
«Ледовое побоище», яркий, хотя и не судьбоносный эпизод в борьбе соседей и династий за землю и сферы влияния стало объектом пиара и легендой. С тоской по «национальной идее» в конце ХХ в. его пытались даже сделать Днем Русской нации, что уже совсем не имело смысла, но на фоне княжеских распрей и походов татар молодой князь с боевой дружиной очень уж хорошо подошел на роль спасителя Руси.
Это еще раз
к разговору о героях и героическом в истории.