Оригинал взят у
orei в
Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера. Захряпы (наряжухи) - вытесанные из дерева куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества. До сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской области, Карелии и республики Коми. Снимок сделан в начале июня 2008 года в окресностях деревни Езевец Мезенского района юзером
ann_and_serje Захряпа из Карелии
У соседских поморов слово "Захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что на фото те самые "Дед да Баба", в смысле Первопредки. Такие изваяния ставят не только в Чюдьямаа, но и на землях Коми Му и Вепсямаа.
Нечто похожее было (вероятно, и сейчас есть) где-то в лесу между Нюхчей (которая в Карелии) и Маленьгой, или дальше за Маленьгой... Рассказывал режиссер док.фильма "На третьей от солнца планете" Павел Медведев (одна из линий фильма - о походе жительниц Нюхчи к обетному кресту, который находится за Маленьгой). В том фильме захряпы мелькают на мгновение. А ещё есть фильм про рыбалку на реках Мезени и Пинеги, там тоже вскользь показаны захряпы в Лешуконском районе, их местные рыбаки ставят "на удачу".
Итак:
- захряп не очень много. Есть ещё несколько известных (но автор верхней фотографии их не видел), выше Сафоново, в сторону Ваш-озёра - это почти граница с Коми Му.
- все захряпы имеют имена собственные, личные (Марфутка и т.п.)
- Конкретно эти объекты на фото поставлены в середине 70-х годов ХХ века. Местные жители рассказывают противоречивые легенды, одна из которых связана с пропавшими в лесу детьми.
- признаков, что возле захряп осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Приношений, как к обетным крестам, тоже нет. Но за их состоянием следят (одежда периодически меняется на новую).