Фраза из предыдущего поста "Опоссум лезет в сад, ему любопытно" написана Серой Коалой в предисловии к "По ту сторону рассвета" - не так уж и давно, надо сказать, но Пангея уже успела разделиться, и разлом (как это водится у них, разломов) прошел довольно прихотливыми путями.
Кто помнит, сказано это было о государе нашем Финроде, замечательно и подробно воссозданном в ПТСР, так разглядываешь его как иллюстрацию... да много к чему. В Валиноре, этом карманном раю, он пробовал заниматься всем, достигая совершенства - своего, но не первенства "в общем зачете" (не было в нем нужной соревновательности, чтобы оспаривать Феанора, или мастеров-мореходов тэлери, или мудрецов ваниар), более того, он был милым и приветливым в дружбе, так что все его любили, но никто не уважал. А потом количество этой разносторонности неожиданно перешло в качество, и Финрод стал, что называется, экспертом. И любопытство по-прежнему оставалось его движущей силой.
И я знаю это любопытство. Задай мне вопрос на смертном одре - я буду решать его, не заметив, что умерла, и приду сказать ответ, как ни в чем не бывало.
А вот и другая движущая сила, источник счастья и созидания. Подробно описана в
рассказе Урсулы Ле Гуин "Уходящие из Омеласа" и называется страдание, жертва, "козел отпущения".
Если страдания (несправедливость, насилие, вина и т.п.) неизбежны, то можно придумать механизм, который собирает страдания со всех и нагружает одного, предназначенную жертву. Остальные граждане сознают, чем скрепляется фундамент их благополучия и процветания, и от этого типа становятся еще мудрее, светлее, заботливее, справедливее. Этакая благотворная вина. Хотя, как показывает история, цена искупительной жертвы никому еще не мешала и дальше творить поганство, но я не об этом.
Я разумно отношусь к жертве (как специфическому ритуалу) и жертвенности и понимаю, что есть моменты, когда логика ситуации подсказывает "должен умереть кто-то, поэтому пусть умрет заместитель". Перенос агрессии, боксерская груша, чучело начальника примерно так и работает.
Но жертва без предшествующего любопытства бессмысленна (об этом нам повествует еще история в Эдемском саду), поэтому Омелас в своей стабильности, думается, бессмысленен и глуп.
А любопытство, да, рано или поздно приводит к необходимости искупления, Финрод, кстати, был в курсе, и поэтому нам, любящим познание, стоит быть готовым к.