Рассказ про двухнедельное путешествие на двух Нивах по Карелии. Поездка оказалось очень интенсивной: мы каждый день посещали несколько новых интересных мест, спали всё время в палатках.
В Карелию мы на этот раз поехали двумя машинами, четыре человека. Причем я стартовал в пятницу, а вторая машина по плану должна была с нами встретиться в понедельник, уже где-то в Ленобласти.
Оригинал рассказа о путешествии на дзене. Там чуть больше фото:
https://zen.me/1HEEMex3 ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 11 сентября
Стартовать из Москвы планировали в 7 утра. Но Нива, как обычно, имела на это свои планы. Загрузили в машину вещи, но она отказалась заводиться. Я перед этим лазил в карбюратор, поэтому грешил на него. Но в итоге оказалось, что обломился высоковольтный провод зажигания у трамблёра.
Итак, время 7:30 утра, автозапчасти работают с 10:00. В итоге магазин открылся в 10:30, были куплены новые провода и машина завелась!
Дальше всё просто - выскочили на платную трассу М11 Москва - Санкт-Петербург и полетели навстречу приключениям.
Но из-за поломки стартовали не в 7:00, а в 11:00, потеряли 4 часа.
Трасса М11 мне очень понравилась - каждые 20 км. пункты отдыха. Машин не много, населенных пунктов нет - едем быстро и безопасно.
Но есть проблема - на трассе очень мало заправок, поэтому один раз до заправки добрались практически с пустым баком. Но нам это не страшно, полная канистра 20 литров всегда с собой про запас.
Машина у нас не быстрая, крейсерская скорость 80 км/ч. Плюс поздно выехали из Москвы. Поэтому заночевали не доезжая 100 км до Питера, прямо на трассе. Поставили палатку в углу пункта отдыха.
Перед сном поменял реле вентиляторов, оно почему-то сгорело.
Спал ужасно - ночью вся парковка была забита фурами, которые стояли со включенными двигателями. Спать этот гул сильно мешал.
Плюс по мне всю ночь прыгали лягушки!! Как оказалось, напарник “родился в лифте” , он никогда не застёгивал палатку, когда из нее выходил. Таким образом в палатку проникали лягушки.
ДЕНЬ ВТОРОЙ, 12 сентября
Проснулись на парковке, вытряхнули из спальника и палатки последних лягушек и поехали дальше.
Питер проскочили без проблем - тоже по платнику ЗСД.
На выезде правда пару раз промахнулись, проехали лишние 30 км., но это не страшно - время позволяет, можем покататься.
Далее мы сразу поехали за Приозерск, на озеро Ястребиное. Давно хотел там побывать, но всё времени не было.
По пути заехали на развалины старой финской ГЭС. Небольшая дамба, лодки. Приятное место.
По пути к озеру Ястребиное у нас пограничники проверили документы, все было в порядке.
Еще по дороге на озеро проехали мимо гранитных карьеров, там стоит различная техника, работают дробилки.
До самого озера дороги нет, остановились на поляне перед началом тропы. Поэтому до Ястребиного озера нужно идти пешком, но относительно недалеко.
Под палатки много мест. Есть интересный длинный висячий мост через озеро, которое поменьше.
Скалы классные, с пробитыми скалолазными маршрутами.
На обратном пути от озера к машине как обычно, заблудились.
Но в итоге добрались до машины, поставили палатку и легли спать, под дождём.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ, 13 сентября
Утро традиционно встретило нас дождем (который шел всю ночь). Но этот день для нас был радостным - вечером к нам должна присоединиться вторая машина!!!
Решили встречаться с ребятами в районе Лосево, чтобы им не такой конский пробег был от Москвы - они одним днём должны были до нас дойти. Поэтому мы покинули Ястребиное двинули обратно в сторону Приозерска.
Так как времени у нас было много, то в Приозерске заехали в автосервис. Я решил впервые за 9 лет отбалансировать колёса. Колёса оказались практически квадратными - диски сильно мятые, причем больше всего вмятин с внутренней стороны. Заодно поменял передние тормозные колодки, они были уже в труху.
Заехали в Приозерске в музей, крепость Корела. Перед музеем в качестве памятников стоит бронетехника.
Шёл дождь. Крепость небольшая, но интересная. Сюда ссылали декабристов и семью Пугачева. Будете в Приозерске - загляните.
Поехали дальше, искать стоянку у Лосево. Но сначала перекусили в машине тушенкой.
В самом Лосево к воде сложно подобраться, везде базы и частные дома. Всё огорожено заборами и перекрыто воротами-шлагбаумами. Отдых у воды только за деньги. В итоге, в Лосево мы не нашли нормальное место для стоянки.
Поехали по Выборгскому шоссе, искать выход к Вуоксе с той стороны. Покатались по полю, красивое. Доехали до Ягодного, упёрлись в ворота базы ИТМО.
Но мы же на Ниве, дороги нам не нужны!!! Объехали лесами, приехали на Берестовое озеро.
Но нарисовалась проблема: тут оказывается, заказник. Нельзя заезжать на машине. Нельзя жечь костры. Много чего нельзя. Вовремя мы это сообразили.
Поехали на другое место, в итоге остановились на берегу Вуоксы, между двумя базами отдыха.
Напилили и накололи дров, организовали костёр.
Около 19:45 наконец-то приехал второй экипаж, они выехали в 9:15 из Москвы.
По-быстрому перекусили и легли спать - завтра новый день, дорога и приключения ждут нас. Тем более теперь все в сборе.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ, 14 сентября
Проснулись с утра пораньше на Вуоксе, быстро собрали лагерь и опять поехали в Карелию.
По пути мы еще раз заехали на финскую ГЭС, чтобы парни тоже её увидели. Место-то хорошее и посмотреть можно быстро. Деревня называется Мельничные ручьи.
Опять начались проблемы с машиной - открутился радиатор от вибраций. Но ничего - 15 минут и новая гайка прикручена, радиатор опять на месте.
Дальше поехали а Лумиваару, там находится финская лютеранская кирха. Её построили в 1935 году, всего за четыре года до войны.
На колокольне там висит колокол, можно в него позвонить. Сама кирха сохранилась хорошо, но постепенно разрушается.
Рядом с кирхой братская могила солдат финской армии, воевавших против СССР.
Интересный факт - финны своих погибших солдат во время войны старались хоронить не там, где они погибли. Тела погибших солдат отвозили к ним на родину (если это было возможно) и хоронили их там.
Поснимали кирху с квадрокоптера:
Click to view
На обратном пути заехали на небольшой водопад рядом.
Затем поехали в музей гора Филина, это в Ландехпохье.
Там находится бункер финской армии времен войны, сейчас в нём музей.
Немного техники рядом, в основном, более поздней.
Полноценное видео с горы Филин будет выложено отдельно, после того как обработаю весь материал.
Вечером доехали на заброшенную финскую целлюлозную фабрику Ниемикоски. Фабрика находится на реке в лесу. Снизу бурлит вода.
В тот день мы сразу по приезду к фабрике поставили палатки и легли спать, так как уже стемнело. Осмотр фабрики оставили на завтра.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ, 15 сентября
С утра осмотрели фабрику. Очень интересно. На этом месте в 1897 году была финская лесопилка, которая в 1906 году была переоборудована в фабрику.
Фабрика находится недалеко от Сортавалы, на реке Китенйоки (Kiteenjoki), в районе поселка Туокслахти.
Будьте осторожны - в лесу живут медведи, это уже достаточно дикие места.
Рядом раньше был финский посёлок, железная дорога, два моста через реку. Сейчас ничего не сохранилось. Только руины фабрики. Но и они впечатляют - очень красиво и интересно, как человек в те времена подчинил себе силу воды.
Фабрика использовала для работы силу воды, к ней подведен отдельный канал от реки для работы агрегатов. Река сейчас частично течёт прямо под зданием фабрики. Фабрика построена на пороге, который называется Ниемикоски (Niemikoski), и поэтому сама фабрика также имеет имя Ниемикоски.
Впечатляет построенная гранитная набережная и отвод воды от реки в сторону фабрики - строители для этого сделали небольшой канал параллельно основному руслу реки.
Фабрика частично сложена из гранитных блоков, кирпича и железобетона. Местные жители постройку постепенно разбирают - на кирпич и металлолом.
Крыша местами обвалилась из-за того, что был выбран кирпич из несущих стен. Скорее всего, за ближайшие годы фабрика будет полностью разрушена охотниками за металлом и стройматериалами.
В видеоотчёте о путешествии будет полноценная видеосъемка всей фабрики. Так что подписывайтесь на оба мои канала - дзен и ютюб, чтобы не пропустить дальнейшие публикации.
Поснимали реку Китенйоки с квадрокоптера, жаль фабрика скрыта за деревьями:
Click to view
После осмотра фабрики мы поехали в посёлок Рускеала - смотреть знаменитые мраморные карьеры.
Итак, Рускеала. Здесь добывали мрамор, в том числе и для строительства Петербурга. Конечно, добыча камня уже давным-давно прекращена и комплекс превращён в музей.
Карьеры превращены в парк с дорожками. И с тремя озёрами. Очень советую взять экскурсии в подземную часть и поплавать на лодках. Да, это дорого - одна только экскурсия по подземной части стоит дополнительно 4000 рублей с человека. Но ехать туда только ради того, что видно сверху не стоит - вы будете лишены бОльшей части впечатлений.
Поснимали карьеры Рускеалы с квадрокоптера:
Click to view
Рядом мраморно-известковый завод. Его построили в 1886 финны. Тут из известнякового мрамора получали известь путём обжига. Трубы выглядят космически. Мрамор привозили по рельсам, осталось часть путей.
Эти трубы находятся в аварийном состоянии. Кирпичи практически лежат без раствора, одна труба уже рухнула, остальные частично обрушены. Очень скоро они совсем развалятся и от этой части истории ничего не останется.
Также с квадрокоптера сняли на видео старинные печи-трубы в Рускеале:
Click to view
После Рускеалы мы поехали в посёлок Харлу. Там находится очередная заброшенная старая финская бумажная фабрика (на часть цехов эксплуатируется до сих пор), действующая ГЭС и плотина.
Поснимали фабрику и плотину в Харлу с квадрокоптера:
Click to view
Заночевали на Ладожском озере, на окраине деревни Хийденсельга.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ, 16 сентября
Проснулись на берегу Ладоги в Хийденсельге. По прогнозу должны были быть заморозки и сильный ветер. К счастью, реальность с прогнозом не совпала - было относительно тепло и безветренно.
Вчера мы пообщались с местным жителем, Егором. Он много нам рассказал о местах, которые будет интересно посетить. Одним из этих мест оказалась гора Хийденвуори, которая находится прямо в самой Хийденсельге. Интересное в ней то, что на вершине горы есть небольшая штольня-пещера.
Поэтому утром мы первым делом поехали искать эту штольню. Наверх идёт довольно хорошая тропа.
А на самой вершине горы находится вертикальная штольня глубиной около 10 метров. Он была прикрыта брёвнами. Внутрь при этом можно пройти через вертикальный ход, прорубленный в скале - он находится немного ниже, на стороне, противоположной Хийденсельге.
Кстати, в переводе на русский, Хийденвуори означает «гора злого духа».
Затем поехали в поселок Ляскеля. Там находится очередная плотина и очередная ГЭС. Тут же расположен Ляскельский бумажный завод. Он был построен в 1899 году! Кирпичное здание, кирпичами выложена надпись «Ляскеля».
Поснимали фабрику, плотину и посёлок Ляскеля с квадрокоптера:
Click to view
Поехали дальше, посетили водопад, который называется «9 мая». У него еще есть финское название, но это не важно. Водопадом это назвать сложно, очередной порог на речке.
Немного после прошли через лес - там находится еще один водопад-порог. Узкий, но длинный.
Затем поехали на водопады «Белые Мосты». Причём мы подъехали к ним не с той стороны, где нормальная дорога для туристов, а с другой - там, где лес, тропы-направления, болота и медведи. Мы же на Нивах, можем себе позволить!
Там два водопада. Первый - большой и мощный.
Второй водопад поменьше, но тоже высокий и красивый.
Водопады очень красивые, их точно стоит посетить.
Поехали дальше, вдоль дороги огромное количество братских могил.
Причём могилы солдат обеих противоборствующих сторон находятся рядом, вперемешку. А там, где лежат бойцы, которых не перезахоронили, стоят небольшие деревянные кресты.
Добрались до финской линии обороны KOLLAA. Она небольшая и не такая известная, как Линия Маннергейма, но не менее кровавая.
Тут находится финский памятник.
Это место находится у озера Колласъярви, и тут трижды велись тяжёлые бои:
- Сначала в период Зимней советско-финской войны, после которой эти земли перешли к Советскому Союзу
- Затем, в начале второй мировой войны, летом 1941 года, земли были захвачены врагом
- Потом нашим войскам пришлось заново штурмовать эти позиции, при освобождении республики Карелия от оккупации
В этих местах погибло очень много солдат, до сих пор многие братские могилы не обнаружены. И множество солдат до сих пор лежат там, где их настигла смерть.
На ночёвку мы остановились на озере Колласъярви, там много оборудованных мест для лагеря, так как в этом районе постоянной работают поисковые отряды.
Очень красивое место, но с ужасной кровавой историей. Тут во время войны велись ожесточенные бои, погибло очень много солдат.
При этом из-за того, что место удалено от крупных городов, следы прошедшей войны до сих пор видны. Более того, если копнуть в болоте - то легко можно найти остатки одежды и снаряжения погибших солдат. Нашел там полусгнивший кожаный ремень нашего солдата, рядом подошва от сапога и пуговицы. Сам солдат лежит тут же, в болотной тине.
Что там ещё? Остатки линии противотанковых надолбов. Оплывшие окопы, колючая проволока, заросшие воронки от взрывов.
Братские могилы, финские и советские. Пробитые каски висят на деревянных крестах.
В этих местах регулярно копают и поисковики, и чёрные копатели. Копают, находят тела солдат. Прямо на поверхности, в болоте лежат фрагменты амуниции, патроны, солдатские котелки.
Тут несколько тысяч погибших бойцов до сих пор лежат в озере и в окружающих его болотах.
Быстро стемнело, палатки поставили на берегу озера Колласъярви. Подробно осматривать это место будем завтра.
На этом первую часть своего рассказа заканчиваю.
Предлагаю подписаться на канал, на дзене чтобы не пропустить продолжение:
https://zen.yandex.ru/id/60a2b293d011a309be4f5de5 Также подписывайтесь на мой ютюб-канал:
https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9g2RT8c1gLo9al2H0A Далее, кроме второй части рассказа еще планируется опубликовать небольшой фильм (он в процессе монтажа) и дополнительные публикации про посещённые нами места, уже с подробностями и большим количеством фото.