Ноги были мокрые.Практически все пять дней. Апрельская погода (снег, превратившийся в фирн, который, в свою очередь, при любом контакте с одеждой моментально превращался в воду) и сапоги, хорошие для зимы, но раз намокнув, тянувшие эту самую воду в себя , как отжатая половая тряпка. - решительно не совпали. Плюс невозможность просушить одежду при ночевках в палатке. Поэтому утро начиналось с волевого усилия , необходимого для одевания мокрых штанов, натягивания мокрых носков, мокрых вкладышей, залезания ногами в мокрые же сапоги . Все эти предметы остывали за ночь примерно до 0 градусов, и надо было изрядно подвигаться , дабы мокрая и холодная одежда, превратилась бы в одежду мокрую , но теплую. На здоровье ситуация не сказывалась (все же апрель, а не декабрь), но ощущения запомнились хорошо. :)
На эту весну я запланировл посмотреть ,что осталось от финской линии уреплений PSS в южной Карелии . Линия была построена в 1942-44 гг., протянулась от Ладоги до малонаселенных и бездорожных районов Онежско-Ладожского перешейка и названа по трем укрепрайонам - суть карельским деревням - Обжа (Pisi) ,Сармяги (Saarinmaki) и Самбатукса.( Sammatus) Линия эта не так знаменита , как линия Маннергейма, но тоже достопримечательность, удостоившаяся упоминания на туристической карте Карелии ( что было неожиданно для советской карты) , попавшейся мне еще в детстве. Всплыло это детское воспоминание, когда нескоько лет назад, проезжая по Коле к Олонцу я заметил в весенних , еще голых кустах ,на обочине шоссе ,ряды гранитных противотанковых надолбов , уходящих в лес. Ого! А говорили. что все укрепления этой линии были уничтожены в ходе послеоенных мелиораций. Оказывается нет! Позже ,попав в район Обжи, я опять неожиданно для себя наткнулся на следы существования этой линии. Да и интернет подсказывал - смотреть есть что. Запланировал поход на весну. И для того .чтобы не нарушать традицию. И из практическх соображений. Маршрут получался приличный и без опорных точек. Стало быть -автономный. Автономность обеспечиывала Логата с санями. А значит нужно иди по снегу.Кроме того заерзшие болота и водотоки не являются преградой.. Лыжи дают скорость и экономят силы. Весеннее время - длинный световой день, комфортные температуры и общее оживление природы ( что обеспечивает эмоциональный подъем). Ну и выбранное время должно было облегчить осмотр обектов, уже вышедших из под снега, но еще не закрытых зеленью растительности. Пара последних лет давала именно такие удобные весенние недельки - с малоснежным лесом, с ласковым Солнцем днем, и легким морозцем, обеспечивающим наст - по ночам. На такую недельку. я и расчитывал. А она все не приходила. Ручьи уже начали демонстрироваить желание взбухнуть от талой воды и посносить все ледяные мосты. Надо было идти не мешкая . И мы пошли.
Машиной нас с Логатой забросили к повороту на Самбатуксу. Ориентиром был массивный гранитный блок, притащеный из какой то финской каменоломни и использовавшийся в качестве противотанкового препятствия на старой дороге на Олонец
Ныне блок был расписан под военную "хохлому", которая вызывает двоякое чувство. С одной стороны люди старались как то увековечить прошлое.Но с другой с эстетическим чувством и вкусом у этих людей, по моему, большие проблемы.
Направление от Свири на Олонец - кратчайшая дорога в Финляндию.К тому же район по карельским меркам - не слишком лесной, с открытыми пространствами и относительно равнинным рельефом. В общем - очевидное "танкоопасное направление" Учитывая это и опыт боев с Красной армией финны в основу линии укрепелений положили противотанковые препятствия, рубеж которых до сих пор виден на космических снимках
Помимо минных полей и огня противотанкоой артиллерии выбор механических препятствий не велик . Это надолбы или рвы ( как вариант - стенки). Копать в каменистой почве проблематично. На линии Маннергейма финны ставили гранитные надолбы ( благо этого материала в Финляндии в избытке). Опыт Зимней войны показал , что поставленные надолбы недостаточны по размеру даже для легких советских танков. А в 41 м финны познакомились и с тяжелыми КВ.
Заготовка и транспортировка более массивных гранитных блоков , тем более сюда, в южную Карелию .далекую от каменоломен - непростая техническая задача, Ресурсы цемента и арматуры для изготовления бетонных препятствий в маленькой небогатой стране весьма ограничены. Доступный материал - дерево. Только тяжелый танк вкопанными бревнами не остановишь. Финны озадачились и разработали деревянные надолбы из пучка бревен
,
А также надолбы в виде ящиков , заполненных гранитными булыгами, прозванными нашими солдатами "копилками Маннергейма".Испытали их на полигоне. и стали устанавливать на линии PSS.
По мере сил не отказываясь и от гранитных "зубов дракона".
К летнему наступлению советских войск возникли такие рубежи, отснятые нашими военными инженерами.
Вот посмотреть на то, что от них осталось я и отправился. Оказалось, что осталось вполне прилично. Не смотря на прошедшие более семидесяти лет.
исчезли только металлические хомуты и стяжки, очевидно став добычей охотников за металлом.
Еще одно инженерное решение, родившееся в ходе опыта боев - надолбы старались ставить в выемки, мелкие рвы, чтобы затруднить стрельбу по ним прямой наводкой с целью их разрушения. На краю рубежа выемку приготовили, а надолбы поставить не успели.
Деревянные надолбы начинаются прямо от Колы. С другой стороны в лес уходит линия гранитных. Первоначально не хотел на них овлекаться ( учитывая предстоящий маршрут) и планировал оставить собственно Самбатуксу для другой оказии. Но любопытство пересилило. Пошли смотреть . На обочине Колы солдатская могила.
А дальше гранитные "зубы дракона".Совсем под снегом.
В одной глыбе застрял клин, которым кололи гранит.
Линия надолбов упирается в некий ров, происходение которого я так и не понял.Вроде похож на противотанковый , но пройдя по нему я попал в систему лесомелиоративных канав советских времен.
.
Решил, что пора вернуться к первоначальным планам и пошел осматривать линию траншей и бетонных сооружений из которых финны прикрывали заграждения огнем.
Траншеи проходят от линии надолбов близко, практически на расстоянии броска гранаты. Видно, что основном с танками, остановленными надолбами, планировали бороться ручными средствами
Траншеи соединяют кучи вывернутого взрывами железобетона, которые были когда то ДОТами и убежищами. Просматриваются сооружения двух типов.
Прямоугольные.
Очевидно собственно огневые точки.Примерно такие.
И сферические убежища для личного состава. Такие
Технологию и оборудование для заливки таких убежищ передали финнам американцы.Видимо еще во время Зимней войны. Технология была весьма орегинальная. Из металлических деталей собиралась наружная опалубка полусферы. Внутри компрессором надувался резиновый пузырь. Образовавшееся пространство между внешней опалубкой и резиновой полусферой заливалось бетоном. Получалось бетонное "иглу". Максимальный внутренний объем ,при минимальной наружной поверхности. Экономия бетона, хорошая устойчивость к внешним воздействиям и скорость возведения. Убежище засыпали грунтом, накрывали гранитными глыбами. Получалась такое мощное сооружение.
Ныне эти убежища , взорванные после войны, нашими саперами выглядят в весеннем лесу вот так
(может даже это именно то, что на ч/б фото)
А при ближайщем рассмотрении - вот так
Ставили финны их массово, а сохранились буквально еденицы.Есть затопленные на Ивинском разливе, и одно единственное, легкодоступное для осмотра ( помимо Финляндии) на подъезде к Подпорожью.Его, говорят, вытащили из леса и поставили как памятник, какие то энтузиасты.
По мере продвижения от Колы укрепления сходят "на нет". Сначала надолбы, затем убежища и сплошная траншея. Огневые позиции становятся отдельными насыпными островами в лесу вдоль края обширного болота.
Последнее в ряду, как и положено - на самом фланге - типовое финское убежище для противотанковой пушки.
"в молодости " такие убежища.попадающиеся периодически на финских позициях выглядели вот так
а ныне -
в основном вот так
Двигаемся дальше на запад
.
вышли к ж.д. Олонец - Лодейное поле. В 42 м году, видимо по планам интеграции "вновь приобретенных территорий" финны потянули эту дорого от Питкяранты. К 44му достроили до Олонца. Наши в начале 70х, построив мост через Свирь, довели ее до Лодейного Поля, замкнув железнодорожное кольцо вокруг Ладоги.
Двигаемся вдоль жд в поисках подходящего пути на запад.
Тут благодаря мобильной связи до меня дошла весть о теракте в Питерском метро. Подумалось ,что по нынешним временам самое бесопасное место - это дремучий лес в которм я нахожусь.
Вышли к линии ЛЭП,пересекающей ж.д. Общее ее направление - на запад - вполне устраивает. Пошел по ней. Просека заросла лиственной порослью и не очень удобна для лыжника. Да и дело к вечеру. Надо искать место для ночлега. Нашел обтаявшую полянкув сосновом бору на горушке. Ночуем.Ночью поднялся ветер и Луна, светившая как лампочка, закрылась облачностью. Утром в котелке слой льда, мокрые сапоги задубели и налазят на ноги с трудом. Сворачиваюсь, идем дальше.
День серенький, ветреный. Сворачиваем по лесной дорожке на юг. Вышел на вырубки, к тому же пересеченные сетью мелиоративных канав. Местность труднопроходимая.
У местности появился уклон, обозначились русла водотоков. Река где то близко. Вышли к Инеме. Чертоломина по берегу усугублена зарослями кустарника.Но продрались к руслу. Лед на речке гнилой, посередине вообще открытая вода. Но все же удалось найти ледяной мост. Перешли.
Некоторое время идем вдоль реки.
Вышли на дорогу со снегоходным следом. По ней вышли на какую то советскую мелиорацию. Система полей, каналов с бетонными мостами. Поля зарастают, на каналах хозяйничают бобры. Свеху - серенькое "ноябрьское" небо , ветерок.Как то неуютно и не "духоподъемно". Наконец выбрались на край полей и вскоре попали на "нормальное" верховое болото. Идем довольно споро, но в историческом плане ничего мнтересного. Наконец вышли к остаткам проволочного заграждения в три кола.
Очевидно подходим к сармягской гряде. За проволокой ожидал появления укреплений, которые должны прикрывать заграждение. Но ничего не увидел. Тоже болото, потом заболоенный лес, потом лес просто. Наконец, примерно через километр, вышли к подножью гривы. Дело к вечеру. Пора подумать о месте ночлега. Наметил его на дороге, идущей от Сармяг к Свирскому. Ну наметил - надо выполнять. Поднялись наверх. Вдоль склона идет глубокая траншея, перелезли через нее. Где то тут и дорога должна быть. И правда, скоро вышел на дорожку.Повернул по ней к югу, ищу место ночлега. И какое то у меня возникает сомнение. Что то дорожка слишком заросшая какая то. Солнце садится. Я уже вымотался за день. А сомнение все сильнее и сильнее. Пошли какие то заростающие вырубки. На дорожке - чертоломина из кустарника.Сомнение переростает в уверенность. Наконец дорожка потерялась на вырубке. Я понял ,что принял за дорогу какой то лесовозный волок. Возникает диллема - ночевать где придется или искать все же дорогу. «Где придется» - ни одной проталины. Решил все же найти дорогу. Ломлюсь через молодые елки,стоящие стеной.Потом через лес. Логата начинает бастовать, плетется сзади , всем видом показывая , что пора уже заканчивать блуждания. Мне самому приходится тащить сани. Явственно темнеет. Наконец в сумерках впереди, за деревьями, замаячила светлая полоса. Еще рывок и мы вывалились на дорогу. Лагерь ставлю при свете Луны.
Ночью сильный ветер, облака растащило и утро было вполне весеннее. Свернув лагерь спустились по дороге до болота. По краю болота уже лужи и ручьи. Дальше от края, воды меньше, ситуация для движения на лыжах вполне комфортная. Вышел на широкий магистральный канал гидромелиорации и по нему пошел на запад. Уровень воды ( а сейчас пьда ) в канале практически вровень окружающим болотом, поэтому он выглядит как ровная и прямая дорога.
Выходим за пределы болота. В лесу берега становятся повыше. Появляются наклонные и упавшие в канал деревья. И бобровые плотины. У плотин уже проталины и водопады. Идти стало сложнее. Да и погода испортилась. Канал превратился в невзрачную канаву, окруженную болотом и утыканную мертвыми березовыми стволами. Поднял стаю тетеревов. Видимо здесь ток. В канаве появилось течение. Лед совсем гнилой, в промоинах видны буруны .На них большие шапки пены.
Идет процесс омыления органики в талых водах. Канава сварачивает на юг. А мне дальше на запад, к Обжанке. Вышел на лесную просеку.На ней накатанная снегоходами дорога. Но направление меня не устраивает. Решил двинуть по просеке на запад. И не угадал. Просека выходит на край вырубки. На ней я завяз. В сцепке с санями и собакой местность совершенно не проходимая. Оставил Логату с санями. Попробовал поискать дорогу.И только выбился из сил. Непроходимо. Вернулся обратно на снегоходную трассу и пошел по ней на север , в сторону автодороги Сармяги -Обжа. Хотелось бы выйти прямо к Обже, но искать дорогу через лес - нет сил. Иду сначала по просеке, потом по лесной дороге.. Впереди в просвете виднеется столб электролинии. Очевидно выхожу к автодороге. Вышел! Путь до Обжы ясен. Но, как я и ожидал, на автодороге уже нет снега.А есть песок и лужи. На лыжах с санями идти невозможно. Некоторое время двигался по обочине и пятнам снега на дороге. Но это проблему не решает. Наконец вышел к пересечению автодороги с ЛЭП. Линия явно идет к Обже. И на ее просеке еще лежит снег. Двигаться по ЛЭП конечно не очень удобно из за кустарника, но иного пути нет. ЛЭП вышла на край полей и пошла вдоль какого то ручья. Ныряю из оврага в овраг. Темнеет. Встаю лагерем прямо на заснеженном поле. За кустами угадывается деревня. По дороге подсвечивая фарами иногда проходят машины. Третья ночевка в палатке, в сырости и после третьего ходового дня. Чувствую ,что уже утомился. О весне говорит только песни дроздов в окружающих кустах, но начавшийся дождь и их заткнул. Ночуем.
Утром опять серенько и накрапывает. По затворкам деревни выхожу к мосту через Обжанку. Под ногами раздолбаный асфальт, на обочинах песок. К тому же все деревенские собаки устроили концерт в честь нашего появления.. Но иного пути через реку нет.
Перетаскиваю сани волоком через мост и скорее на поле, где еще лежит снег. А дальше через полосу кустов в лес. Еще только утро, а я чувствую себя уставшим, да и Логата тащит сани неохотно. Видимо в этот поход я « откусил» больше чем могу «проржевать». В лесу появляются отдельные насыпные укрепления. Укрепрайон очевидно близко. Пересекаю зарастающую вырубку и вхожу на ее краю к противотанковому рву. Впереди перпендикулярно рву чернеют ряды гранитных надолбов. Ну тут определенно есть где полазить и что посмотреть
.
Есть даже эстетика какая то в том как надолбы стоят среди леса. Еще один "Троянов вал" или "Стоунхендж" для будущих поколений.
За надолбами опять взорванные бетонные сооружения, соединенные траншеями. И опять довольно густо.
Что то я ни как не могу разделаться с этим постом.Ходил в апреле ,а заканчиваю писать в сентябре.
Через линию надолбов проходит ход сообщения. Что несколько необычно.
Очевидно на фото 44 года этот ход
Прошел вдоль него и попал в городок бетонных сооружений, соедененных сетью траншей.Сооружения опять прямоугольные и сферические (убежища), посажены довольно густо, общим числом около 8 ( я чуствую себя усталым и не очень внимателен в подсчетах)
"городок" с фронта прикрыт болотом и на его краю очевидно был ДОТ
Сеть траншей соединяется с противотанковым рвом, прикрывающим городок с востояной стороны.
Лед на рве гниловатый но лыжника держит.Потыкал в дырку лыжной палкой - та ушла на свю глубину. и вотнулась в ил на дне.
Вернулся к надолбам
( плохое качество фотографий тоже результат моей усталости)
И вдоль них вышел к дороге, которую они пересекали
В 44 году фото очевидно было сделано практически с этого же места
По другую сторону дороги стояли деревянные надолбы.
Сейчас от них остались по большей части одни ошметки
Пришла в голову аналогия с каким то заброшенным капищем ,уставленным пантеоном деревянных идолов
Деревянные надолбы стоят в сыром месте и там где посуще сменяются каменными.
Очевидно это не случайно.Дерево лучше сохраняется в воде, к тому же в таком месте надолбы трудно сжечь. Каменные же на слабых болотистых грунтах могут утонуть, да и затаскивать их туда проблематично. Очевидно финны учитывали эти особенности и варьировали материал в зависимости от места установки
Побыстрому ( мне еще до вечера пилить к месту запланированного ночлега) пробежался вдоль сооружений. Примерно тоже самое, что и с другой стороны дороги. Впечатлил один , очевидно ДОТ ,с мощными стенами.
По хорошему надо было посмотреть укрепрайон до берега Ладоги, но сил уже нет, надо идти на выход.
Теперь только переставлять ноги по дороге..До вечера
На полпути попил чай
Ночуем наконец то под крышей.Хотя печку, давно не протапливавшуюся, затопить путем не удалось.
Серенькое утро посреди мрачноватого ландшафта.
Туман ест снег.
Солнце силится пробить завесу облачности и тумана.
Но туман вновь смыкается и властвует над болотами.
Но все же Солнце победило. Весна!