о которой длинно или никак. Испугались? Я тоже.)
Куда ходили, что смотрели, описывать ленюсь.
Лучше об общем впечатлении. От города. Который никакой не город. А квартира.))
Да! этакая запущенная, но в глубоких следах красоты графская развалина, где много зеркал и реликвий, стен в паутине и люстры в чехлах. Которая есть немножко дом сумасшедшей Мисс Хэвишем из Диккенса, с поеденным мышами пирогом, с комнатами побольше и меньше, а в некоторых - торт на столе. И даже во многих.
С тортами гут! в виде какой-нибудь сан-барочной или иной церквы на очередной "кампо". Маленькой площади.
Крыши в квартире нет. Кондиционеров, пылесосов - тоже. Зато много тупиковых кладовок, стенных шкафов, чёрных выходов и окон с видом на разную воду.
Но больше всего коридоров! Длинных-длинных, узких-узких. У некоторых есть потолок - и не падает. Но может.
Идёшь (поторапливаясь) таким коридором, а сзади кто-то уже обгоняет. Мож, поварёнок кастрюлю несёт, или утюг раскалённый тащат. А то и похуже: гости уходят. Идут, как таран, тебя на пути сметая.
Гостей в Венеции толпы! хозяев не видно. Или штат из дальних колоний. Весь мир! От робких(!) предлагателей аттракционной канители на площади Сан-Марко, типа "покорми птичку", "купи ребёнку" и т.д., до управителей притонов. Отелей.
Нет-нет, ассоциального не видела ничего. И нищих нету! не Париж.
Убранство в квартире разное: старинный хрусталь в серебре, битые тарелки, сухие букеты вазах.
А также дорогие фамильные вещи, вроде дворца Дожей или моста Риальто (сумасшедшее место!)
Зефирный торт Санта-Мария делла Салюте стоит на балконе, и прохожие тянут к нему шеи. Принюхиваются. Но он далеко.
Ряды палаццо на Гранд-канале, как выставка шкафов. Мебель. Невольничий рынок прекрасных полонянок. Ходи (плавай) и выбирай! Потому что набережных в Венеции мало. Нету. И вдоль вод, как в других городах, не походишь. И тезис, "кто не видел Венецию с воды, тот её и не видел", верен.
Мы тоже купили билет на два дня, по которому можно было плавать и плавать, ибо разовый проезд на вапореттке (трамвайчике водном, который есть общественный транспорт у них) дорог: 7 евро за раз.
Но мы ж и наплавались!
В Венеции нету машин. Вообще. А где им ездить? (- Где ей гулять?! - вопль из "Брильянтовой руки".)
Всё незастроенное пространство занято туристами, ресторанами и перевозчиками разного приклада для нужд первых и вторых. Тащут, катят, везут. Как муравьи муравьиные яйца. А вокруг вода, и через Гранд-канал мостов всего трое.
Много людей с чемоданами (мне близко). Да. Грохот ихних колёс, как и звон (цепей) из церквей - есть звуковой фон города. ...А потому что к отелю не подъедешь! Да его ещё найти надо. Вот и таскают, сердешных, почём зря!
Хоть наша Ор. Разумная девочка, а отеля не нашла. Потому что "Сан-Марко". А это вовсе не площадь! а целый район. Отель тоже... в документе называется так, а в природе иначе. В соседних магазинах спрашивала - не знает никто. Можно кружить и кружить по маленькой площади Сан-Маурицио да так и не увидеть кованой двери (за очагом) в стене, где спрятался тупичок в цветах, он же - дворик отеля. Прямо калитка в сад Иоланты.
Для города, который мокнет в воде лет 800, а то и больше, Венеция - весёлое место. Шумное, точнее.
Шум её гробит больше, чем вода.
Вот так она трещит на Гранд-канале, Илюшкино кино.
Click to view
Атмосфера в Венеции не городская. Нет ощущения, что в этом городе дети ходят в школу, а взрослые в булочную и на футбол. Что вообще делают что-то, не связанное с обслуживанием праздной туристической массы. Зато последняя тебе - как соседи. Знаешь, например, где они были.) И куда пойдут.
Труд местных жителей (венецианского мужчины водоплавающего) мы наблюдали, когда с чемоданами вышли на причал, чтобы убыть на вокзал. Вдруг подъехал грузовой катер, заваленный коробками - в Венеции всё привозное, всё с материка, не с вертолёта же им продукты бросают - мы заволновались: что такое, нам уезжать. За пять минут!!! они втроём перекидали тонну груза на колёсные тележки и, когда показался пароход, освободили причал.
Они отплыли - пятачок заняли мы. Потому что в Венеции тесно.
Окна там смотрят в окна, улицы - на ширине рук, каналы - в высоких мостиках горбатых. Часто в узких. Как в браслетах. И влезть на спину к такому мостику по жаре, да по ступенкам (а он крутой и высокий, чтобы гондола со стоячим гондольером прошла) не ах.
Гондольеры мне не понравились. Не Мендельсон - точно. Как таксисты. Можно любить таксистов?
Гондолы - тоже. Много! ковры и подушки. Ковры с лебедями. Особенно, если наняты музыканты и какой-нибудь ряженый дядя поёт равнодушно и громко. Как картошку чистит.
Я не смотрела. И вообще, у меня в голове было лучше. Вот лучше!
Но когда качаются одни без никого (гондолы) - красивы. Как молодость вспоминают.
Я не стала вставлять фотографии в текст. Попробовала - невозможно. Не ссинхронизировать, пусть будут кучей подряд: Илюшкины и мои.
А что поэзии насчёт? Забыла. "Заметает ветерок солёный узких лодок чёрные следы".
Поэзией Венецию накрывает! Но вечером.
Тогда пропадают облупленные фасады, становятся голубыми стены церквей и чёрной вода в разноцветных каналах. Мы с Илюшкой за ними охотились. За каналами и дворцами во мгле. Тихая охота с телефоном в руках.
Ещё хочу сказать про Венецианское утро, а то тут некоторые ухмыляются, что Роза рано встаёт.))
Рано! Встала, собралась и пошла. Ключик индусу на вахте оставила. Хотела дойти до площади Сан-Марко. Это 10 минут от отеля. Как бы не так! шла почти час, плутала по той венецианской ("нехорошей") хорошей! квартире. Дорогу переспрашивала. Зачем? - сама не знала, потому что блуждать расприятственно было. Никуда я не спешила, цели не имела.
Кстати, утром в Венеции есть бегуны, и они, точно, венецианцы. И всё мне казалось, что верно иду, местами знакомыми вроде. Но промахивалась и на Гранд-канал выходила. В блеск и тишину. Тогда я почувствовала город. На третий день, утром.
Ой, как было вдруг тихо! Солнце золотило воду. Она не была ни мутная, ни зелёная, как днём.
Бесконечные улочки-коридоры совсе мне были не мрачны. Наоборот! Каждая решётка, стена и ступенька симпатичны были.
А палаццо... божжже! У них был молодой, умытый вид - сияли как начищенные. И чёрные сваи, вколоченные в дно (они там всюду, плавсредства привязывают к ним), отражались, смотрелись неземной красоты романтическим элементом.
Про нежное большое небо не говорю - это была Венеция! Наконец-то.
Так что напоследок - выставка палаццо на Гранд-канале. С кораблика снято. Мои и Илюшкины. Остальные лентяи в салоне сидели, а мы честно чикали - им же с суши в лицо не заглянешь. Только с воды.
Музеев не посетила совсем. Чего-то совсем не хотелось. Боялась в толпе захлебнуться.
Даже не так. Там каждая церковь - музей. Которое описание ни возьми: Тинторетто, Тициан, Тьеполо. Но как? если у тебя два дня и крыльев нету. Я и не пыталась. Боялась даже. Что душевных сил не хватит. И правильно. Потом в Милане-Цюрихе-Штутгарте тратила. Там в галереях сидела.
Зато была на концерте струнного ансамбля "Виртуозы Италии" в церкви Санта-Мария делла Пьята... Ещё называют Вивальди-церковь. Где дирижировал сочинениями своими прекрасный Антонио Вивальди. Сам. Чуть ли не 40 лет.
Концерт расписать не могу, Тине уже рассказала. Но из пяти моих театров (да простится богохульство) впечатление самое яркое - этот концерт.
------------
И прицепной вагон. Острова Бурано и Мурано.
Которые попроще.
Они оторваны от городского архипелага, плыть к ним... примерно час. И мы поплыли. "Как на острове Буяне в царстве славного Салтана."
Бурано дальше - рыбацкая была городок-деревушка.
Я никогда в таком месте не была! Как в театральные декорации попадаешь. Причём театрик передвижной, мини..малистический, собирается на скорую руку из кубиков.
Глядите.
Это не Венеция. Архитектур там нету. Зато есть цвет. Постодушный без затей.
С солнцем весело очень.
На улицах кружева продают. Ручная работа. Дорого! Сплетены целые платья, палантины - что хошь.
На площади - базар. Купили нектарины. Съели. Жалко до сих пор.)) Так их и вижу: твёрдые! каждая с огромное яблоко. Наши помельче будут.
И набережные есть! в отличие от Венецианской метрополии. Каналы ровные, домики цветные. И жители - нормальные люди. В Венеции - нет. Одни туристы и ответственные за них африка-индия-китай. Мавры на службе у Венецианской республики. Отеллы.
С Бурано плыли на Мурано. И если первый известен меньше, про Муранское стекло слышали все.
А уж мы, друзья (я надеюсь) "Дона Джованни" Лоузи, подавно.
Вы помните, подо что идёт увертюра? - Во-от. Герои подплывают к некоему причалу и заходят в таинственную мастерскую, где полыхает огонь и варят стекло! Маленькая такая преисподня. Прихожая дьявола, хе-хе. Под рокового Моцарта.
И мы такую видели! Случайно, не специально. Зашли в распрекрасный магазин, а там представление: половина помещения - мастерская. Сидит мастер с парой щипцов в руках, хватает кусок мягкого стекла, во что-то макает и в несколько приёмов делает замечательную цветную лошадку с гривой.
Не паршивый петушок на палочке, а вещь! Красивую, в динамике всю. И сам при этом смеётся. Видно, что умением своим наслаждается.
Магазины на Мурано забиты стеклянным добром! Но что приемлимо по цене, того неохота, а действительно красивое - 200 евро плюс. Не купили. Можно было стеклянную штучку на шею. Плюшку-кулон. Но кто же носить его станет? Да и выбрать бы я не могла, столько их там.
А в Венеции буйствуют маски. Дешёвые - Китай, природные - проходи мимо. Тоже не захотела (лиса винограду).
Нет, правда. Не позарез. Им в Венеции лучше.
Вообще к предметам я холодна. Как рыба. Полюбовалась - и ладно. Мне их не надо.