Детективы и триллеры
Почти у всех любителей чтения выдался урожайный год, у меня же, к сожалению, не совсем так. Вроде времени для чтения было больше, но похвастаться особо нечем: и как количество, и как качество прочитанное в прошлом году если и отличается от предыдущих лет, то, скорее, в худшую сторону - либо жанр закончился, либо моя восприимчивость к нему. Бесконечные повторения одних и тех же сюжетов и приемов уже порядком задолбали, если честно, и мой читетельский 2020 если чем-то и замечателен, так это количеством начатых и заброшенных на середине книг.
Сначала я хотела выделить 10 лучших детективов, но в процессе поняла, что не только десятки, но и пятерки не наберется, да и вообще, положа руку на сердце, по-настоящему мне понравился только один детектив:
Лучший детектив 2020 года: Роберт Гэлбрейт „Дурная кровь“
Дело о молодой женщине-враче, пропавшей 40 лет назад, не приведшее ни к чему расследование полубезумного сыщика-полицейского и безуспешные попытки свалить вину на серийного убийцу - этот „висяк“ свалился на Страйка совершенно случайно на фоне тяжелого периода в жизни, потери близкого человека, непонятных отношений с Робин и Шарлоттой, пытающейся всеми способами вернуть свое влияние. Все эти 900 страниц (или целый календарный год в их времени и примерно неделя в моем) я прожила вместе Робин и Страйком, и, как в детстве, не хотела, чтобы книга заканчивалась. Переплетения прошлого и настоящего, бесконечное количество ниточек, ведущих в никуда и ненадежных свидетелей - интересно, может ли вообще свидетель быть надежным 40 лет спустя? - и для меня абсолютно неожиданный финал! Блестяще! До сих пор моим любимым романом о Страйке был «Зов кукушки», но сейчас, пожалуй, ему придется потесниться и разделить первое место с «Дурной кровью».
Интересные находки 2020
Сюда я включила детективы и триллеры, которые выходят за рамки стандартных «маньячно-полицейских», а также расследований бесконечных пьющих и праздношатающихся «девушек» или красавиц с темным прошлым и не менее темным настоящим психолога-профайлера в Куонтико. И, что не менее важно, хорошо написанных. (Не все, конечно, были написаны в 2020).
Никлас Натт-о-Дагг «1793» - прекрасно написанный роман с не очень сильной детективной интригой, но с настолько живыми и интересными персонажами, что сумел преодолеть мою нелюбовь к детективам в исторических костюмах.
Энтони Горовиц «Это слово - Убийство» - полный восторг! Казалось бы, абсолютно безнадежная затея в 21 веке вновь пытаться впихнуть читателю Холмса с Ватсоном (или там Пуаро с Гастингсом, если они вам больше нравятся), затем разыграть как по нотам классический детектив, и, наконец, изящно выставить читателя полным идиотом - но, однако же, у него получилось! Надеюсь, будет продолжение.
Зигмунт Милошевский «Переплетения» Тео Шацкий напомнил мне раннюю Каменскую, уровня примерно «Стилиста». Такой же харизматичный главный герой, интересно закрученное дело, но насколько не повезло с переводом! Из трех переводов (двух русских, и одного английского) ни один не годится, английский просто неинтересный и какой-то деревянный, зато оба русских по количеству нелепостей спокойно дадут фору даже переводам романов о Страйке. Есть продолжение цикла, но, кажется, легче выучить польский, чем продраться сквозь перевод такого уровня.
Катрине Энгберг «Крокодилий сторож». Странный роман, развивающийся жарким летом в Копенгагене, что само по себе уже уникально ;-0. Интрига закручена интересно, и хотя в принципе ситуация довольно банальная, и даже сыщик в какой-то мере напоминает не к ночи будь помянутого Харри Холле (ну слава богу, хоть не алкоголик, но в анамнезе тяжелый развод, любовь и страдания по бывшей жене, фантомные боли в спине, прием болеутоляющих и прочий кризис среднего возраста). Партнерша его, естественно, прямая противоположность - счастливо замужняя, постоянно что-то жующая жизнерадостная женщина средних лет. Но несмотря на достаточно часто встречающиеся в книгах такого рода компоненты сюжета - внебрачные дети, страдающие матери, скрывающие тайны красавицы, безумные родители - интрига довольно хорошо закручена, второстепенные персонажи живые и запоминающиеся, и надо отдать должное автору - для первого романа весьма неплохо написана.
Джейн Харпер «Под палящим солнцем». Мне понравилась первая книга автора, я вообще люблю читать и смотреть при Австралию - она настолько далека от моей реальности, что это почти как читать про жизнь на Марсе. В этом плане книга оправдала ожидания - узнала много нового о правилах выживания в австралийской глуши (как знать, может, пригодится когда-нибудь:-); с сюжетом, увы, дело обстоит не так хорошо, как в первой книге, но и не разочаровывает.
Мишель Бюсси «Пока ты не спишь». Люблю детективы Бюсси в первую очередь за то, что он из тех немногих авторов, которые в каждом романе продумывают и выстраивают сложнейший сюжет, практически уровня Жапризо. Несмотря на некоторые несостыковки, очень достойный детектив с интересной концовкой.
Еще несколько триллеров, с которыми можно скоротать пару часов.
Андерс де ла Мотт «Конец лета» - сканди нуар в шведской деревне 1980-х, написанный, на мой взгляд, с целью развеять мрачные представления о скандинавских детективах, но получилось не очень.
Юсси Адлер Олсен «Женщина в клетке» - интересная идея (в отдел «висяков» ссылают неугодного полицейского и нанимают ему в помощники сирийского беженца), но сам сюжет достаточно банальный и предсказуемый.
Майк Омер «Внутри убийцы» - автору удалось впихнуть абсолютно все клише о психологах-профайлерах в одну книгу, даже не верится! В 90-х это определеннно было бы интересно прочитать.
Рендалл Силвис «Два дня» - классический триллер, в духе «Беглеца» с Харрисоном Фордом и Томми Ли Джонсом, противостояние «полицейский - беглый преступник». Довольно затянуто, хотя большую часть времени автор держит читателя в напряжении. Напряжение, правда, вызвано в основном недоумением как именно автор собирается выкручиваться из придуманной ситуации. Слава богу, обошлось без демонов, чужаков и прочей нечисти.