Оригинал взят у
postalovsky_a в
Опыт общения с западными украинцамиПри упоминании жителей территорий Западной Украины (Ровно, Луцк, Львов, Тернополь, Ужгород, Ивано-Франковск, Черновцы) можно часто услышать такие определения как «бандеровцы», «нацики», «западенцы». Современный образ западных украинцев сильно демонизирован средствами массовой информации в России, да и в некоторых странах постсоветского пространства. Почему-то считается, что поголовно все жители западных областей исключительно политические радикалы, воинствующие субъекты, откровенные националисты, преследующие абсолютно всех за то, что они не говорят на украинском языке.
Однажды я заметил одну довольно интересную закономерность. Как правило, многие люди, когда говорят публично о «бандеровцах» и «нациках», вживую этих самых «нациков» и «бандеровцев» как раз не видели и, соответственно, не имели физической возможности личного общения с ними. Некоторые мои знакомые откровенно удивляются, когда я им говорю, что в очередной раз собираюсь в Украину. «Да ты с ума сошел! Там же бандеры власть захватили, тебя четвертуют, потом тебя не вытащим оттуда!». Менее эмоциональные знакомые советуют разговаривать на белорусском языке. «Говори хотя бы на «трасянке», главное - без русской речи, иначе тебе по лбу дадут…» Несмотря на это, я уже 15 раз официально был в Украине, но вот почему-то жив, здоров, по лбу мне не дали, да и вообще не было какого-то дискомфорта в личном общении. Еще и в гости активно зовут. Безусловно, проводимая отдельными СМИ информационная политика добавила нетерпимости и негатива. Многие находятся во власти сформированных средствами массовой информации (ТВ, газеты, Интернет) образов. В связи с чем, предлагаю поделиться своими мыслями о западных украинцах исходя из личного опыта общения с ними, а также наблюдениями за их поведением в быту, на политических демонстрациях, опыте сотрудничества по рабочим вопросам. Скажу сразу - я не претендую на роль последней инстанции, все сказанное ниже - это мои субъективные наблюдения, так сказать, «коллективный образ западного украинца», который сложился в моем сознании.
1) Украинский язык. Одним из важных атрибутов национальной самоидентификации является язык межличностного общения. В данном случае со мной приключилась интересная история. В 2007 году я впервые приехал в Украину (Харьков) на международную конференцию в университет имени В.Н. Каразина. Так уж получилось, что в гостинице мне пришлось жить в номере с представителями Волыни (Луцк) и Львова. Не скрою, я находился под влиянием историй о «злых бандеровцах», поэтому решил общаться с ними на белорусском языке. В повседневной жизни я его практически не употребляю, причем это было довольно заметно, если я начинал изъясняться по-белорусски. Моему удивлению не было предела, когда товарищ из Львова на русском языке, хоть и с акцентом, сказал мне следующее: «да не парься ты, говори так, как тебе удобно..» Все осознали комичность ситуации и дружно заржали.
В русскоязычной среде почему-то считается, что если человек с западных украинских областей говорит на своем языке, то это обязательно открытое проявление радикального политического национализма. Дело в том, что на Западе абсолютное большинство говорит по-украински с рождения, это язык межличностного общения в быту, на работе и среди близких.
Между собой общаются на своем национальном языке, но прекрасно понимают и русский. Со мной общались по-русски, акцент сильно чувствовался.
Я не филолог, но лично мне показалось, что на Западе есть два ярко выраженных диалекта - условный львовский и закарпатский. Вторых я понимаю с трудом, первых - гораздо лучше. Вообще на Западе говорят заметно быстрее, чем в том же Киеве, эдакая речевая скороговорка.
2) Внешность. Такая же, как и у всех людей славянской внешности. Разве что чисто визуально бросается в глаза, что брюнетов среди них больше, особенно это касается представительниц прекрасного пола.
3) Религия. Более набожны и религиозны, чем на Востоке страны.
4) Почему на Майдане было много людей с западных областей?
У Виктора Януковича было много противников и на Востоке страны, но Запад в этом плане проявил куда большую активность. В чем тут причина? «Западники» более мобильны в социальном плане. На западе нет такого количества «промышленников», как на востоке, зато очень много фермеров, предпринимателей, банальных челноков, торгующих товарами, привезенными из ЕС. Кроме того, жители запада Украины довольно много путешествуют в европейском направлении, что также наложила отпечаток на специфику выражения своих взглядов. Для их политической культуры свойственно открытое публичное проявление требований к власти, в то время как жители востока будут скорее пассивны в этом плане. Западник недоволен и в абсолютном большинстве случаев он выйдет на улицу и заявит об этом открыто. «Восточник» будет недоволен, но, скорее всего, будет выражать свой протест на кухне. Если брать улицу, то условные десять западников запросто перекричат 100 восточников. Дело не в крепости голосовых связок, а в вопросе социально-политической активности.
5) Львов - столица радикального политического национализма. По моим личным наблюдениям жители Львовщины более разнообразны и терпимы в этом плане в отличие от Тернопольской области.
6) Степан Бандера. Исходя из личных бесед и интервью с «западниками», для них любой персонаж из области политики, культуры, военного дела, который мечтал о построении отдельного независимого украинского государства, будет позитивным во всех смыслах.
7) Отношение к россиянам. Сложно сейчас сказать что-то однозначное, отношения предельно накалены с двух сторон. Поэтому я просто попытаюсь объяснить, в чем заключается разница относительно ментальности россиян и украинцев в целом. В России люди склонны чувствовать себя уютно, когда у власти находится сильный политический лидер. С давних пор умереть «За Веру, Царя и Отечество» здесь считается нормой. Россияне привыкли ощущать комфорт, находясь в перманентном духовном конфликте с другими народами и государствами. В данном случае можно отметить высокую степень идейной мобилизации значительной части населения, мол, «нас окружают враги, на пороге война, Запад хочет нас убить, все на оборону рубежей». Нахождение в перманентном конфликте и ощущение себя в нем победителем - важная компонента личностного сознания. Может быть, поэтому в своей истории Россия так часто воевала и выходила победителем в ряде войн, а также достигла ряда достижений, которыми она по праву может гордиться. Это и есть объяснение тому, что государственная пропаганда так часто держит россиян в состоянии перманентного духовного конфликта с другими государствами, сообщая о «злобных пиндосах», ненавистной «гейропе», «обезьяне Обаме», которые все поголовно только спят и видят, как бы им уничтожить Россию. Ведь только в этом случае можно ожидать высокую степень социальной мобильности населения. Здесь любят порядок, «железную руку», которая его обеспечивает, и смотрят на власть по принципу «снизу-вверх». Иное дело Украина. Здесь именно ХАОС является нормой общественного бытия. В строчках украинского гимна есть следующая фраза «душу й тiло ми положим за нашу СВОБОДУ». Именно свобода и отождествление себя независимой общностью является важной ценностью для украинцев. Если у россиян понятия «демократия», «свобода» и «либерализм» являются де-факто матерными выражениями на грани фола, то в Украине это норма. В случае с Западной Украиной это еще и историческая память, которая за эту свободу пыталась бороться в 40-е и 50-е. В России принято уважать царя, а в Украине «на два украинца всегда будет три гетмана». Если в России ощущают личностный комфорт от ощущения превосходства в духовном конфликте с иными общностями, то в Украине сама общность, независимая и культурно обособленная, и есть комфорт. Я не говорю о том, что кто-то из россиян или украинцев лучше или хуже. Просто это два разных народа с абсолютно непохожей ментальностью. Жаль только, что не все в России это понимают. На мой взгляд, очень большой проблемой для россиян является ментальная неспособность воспринимать адекватно реальность, которая резко отличается от той, в которой они живут. Если у кого-то не так как у них, то это отклонение, хотя в данном случае речь идет лишь о различии культур.
8) Отношение к Востоку страны. Если брать в расчет довоенную ситуацию, то на Западе вполне могли потроллить Восток относительно вопросов истории, культуры и языка. Но на Востоке тоже любили троллить Запад, считая последних бездельниками, политиканами, которые ничего не делают для экономики страны, в то время как весь Восток пашет на бюджет государства. У «западников» ярко выражено национальное самосознание, у «восточников» - высокая степень конформизма ко всему. Если брать вопросы самоорганизации и управления, то на Западе привыкли быть «над кем-то», претендуя на роль титульной общности в решении государственных проблем, а на Востоке - нормой быть «под кем-то», отдав решение данных вопросов на откуп кому-то. Не берусь судить, кто здесь прав, а кто виноват. Считаю это внутренним делом Украины. Если не вмешиваться извне в их дела, то они разберутся, как однажды разобрались после Оранжевой революции 2004 года. Тогда тоже был Янукович, которого «прокатили». Но обошлось без крови и все быстро устаканилось. Просто тогда никто не аннексировал часть территории Украины и не поддерживал сепаратистские настроения.
9) Бред про распятие мальчиков, распитие крови младенцев и иные формы людоедства, полагаю, не имеет смысла обсуждать.
10) Нынешний конфликт в Украине - это конфликт захватившего власть в февраля 2014 года Запада и проигравшего Востока страны. Нет. Нынешний конфликт - это борьба Украины с незаконными вооруженными формированиями непризнанных государственных образований, активно поддерживаемых Российской Федерацией.
В заключении нужно сказать следующее. «Не бывает плохих наций - бывают плохие люди…». Всегда искренне считал и продолжаю считать это выражение исключительно правильным, когда речь заходит о национальном вопросе. Не может какой-то этнос или нация, проживающие на определенной территории, быть условно «хорошими» или «плохими». У каждого свой менталитет, культура, традиции и самым главным здесь является проявление терпимости и уважения к другим, а также умение воспринимать окружающих другой национальности такими, какие они есть.