Nov 04, 2013 15:47
первый респонсорий Великого четверга из цикла Responsoria et alia ad Officium Hebdomadae Sanctae spectantia, изданного князем Венозы на собственные средства в 1611 году (одновременно с пятым и шестым томами мадригалов), повествует о гефсиманском молении.
страшно грустно, страшно красиво, как всегда. концентрация богоподобной красоты на кубическое мгновение звука в первой фразе просто неимоверная (in monte Oliveti ad patrem oravit, до обращения Христа к Отцу).
партитуры рассматриваемой пьесы я не нашёл, поэтому мне сложно говорить о конкретных примерах хроматизации мелодических линий голосов, тем не менее уши, слышащие эту музыку, изумлены и ошарашены небывалой и яростной свободой композитора в выборе звуковысотных соотношений (допустим, слово oravit страшно раскрашено).
можно ли услышать хроматизм ушами, которые присоединены к мозгу, не знающему нотной грамоты? вот вопрос. наверное, я всё же слышу не хроматизм, я слышу странность, которая пугает и восхищает меня, странность, при проверке в девяноста процентах случаев оказывающаяся именно хроматизмом.
chromatism,
responsoria,
carlo gesualdo