На днях совершенно случайно обнаружил на ютуб-канале телеканала «Дискавери»
фильм о Магнитогорском металлургическом комбинате, который каким-то образом умудрился пропустить, когда его крутили по телеку. Фильм из цикла «Техногеника», автор и ведущий -- Андрей Леонтьев. Оставлять такое индустриально-гигантское явление, как Магнитка, без внимания было бы совершенно неправильно, в итоге тут же были надёрганы некоторые кадры, представленные ниже, и появились мысли, которые хотелось бы озвучить.
Фильм прежде всего радует обилием съёмки с воздуха. Как съёмочной группе разрешили змея дрона запускать над всем этим промышленным великолепием, даже не представляю, но использование такого вида съёмки себя безусловно оправдывает -- большое видится на расстоянии.
Фильм, конечно, носит популярный характер, глубоко в технические детали не вдаётся, но тем не менее законченный цикл металлургического производства -- выплавка чугуна, получение из него стали и затем выпуск проката, востребованного различными другими производствами, -- всё это показано. Достаточно много внимания уделено доменному производству, уж очень фотогенично смотрятся все эти огромные агрегаты, переплетение здоровенных трубопроводов, толстые бочонки воздухонагревателей.
Также показано производство стали в кислородно-конверторном цехе, замнившем ныне мартеновские печи. Конверторный цех ММК назван в фильме последней крупной индустриальной стройкой СССР, после него все подобные крупные проекты были или заморожены, или от их реализации и вовсе отказались.
Производство проката показано на примере впечатляющих станов "2000" и "5000". Не имеющий аналогов в стране пятиклетевой стан "2000" холодной прокатки сооружён в первую очередь для удовлетворения спроса автопрома и снабжает ныне отличным материалом не только отечественные заводы, но и работающие в России иностранные производства.
Толстолистовой стан "5000" -- это, как было сказано, средство экономической безопасности государства. Стан длиной в пару километров способен обрабатывать листы шириной до 5 метров и длиной до 18 метров, именно эти листы идут на изготовление труб большого диаметра (до 1,5 м), так необходимых газовикам. В кооперации с ММК работает Челябинский трубный завод, где эти самые трубы и производятся.
Теперь что хотелось бы сказать в дополнение ко всему услышанному и увиденному. Конечно, в фильме длиной 44 минуты не скажешь всего, что хочется, я как бы и не настаиваю. Но хочется обратить внимание на отдельные моменты. Вот автор говорит о комиссии Д. И. Менделеева в 1899 году, а потом сразу следует решение кремлёвских вождей о постройке комбината-гиганта в конце 20-х, между этими датами провал, а на самом-то деле были и другие попытки воспользоваться ресурсами горы Магнитной, просто надо держать в уме ещё кое-какие подробности. О роли проектного института "Уралгипромез" сказано очень хорошо, американские консультанты и проектировщики из "Мак-Ки" тоже упомянуты, но тогда бы уже сказать и о других, ведь были же там и германские AEG, Крупп. Теперь впечатляющая своим размахом стройка, буквально зашкаливающий энтузиазм строителей -- об этом в фильме говорится. Но как-то не прозвучало, что стройка велась в дикой степи на совершенно пустом месте, построить там комбинат-гигант -- это великое дело, но построить его в тех условиях -- это однозначно подвиг. Бураны, которые рвали палатки в клочья, пылевые бури, из-за чего особой популярностью у строителей пользовались пылезащитные очки-консервы... Хорошо, что вспомнили Маяковского "Я знаю, город будет...", но ведь обязательно ещё надо было вспомнить Катаева "Время, вперёд!" -- это именно там скоростные и сверхбыстрые замесы бетона, а также полное погружение в бурлящую атмосферу гигантской стройки... И по поводу прозвучайвшей в фильме байки про старую дореволюционную бетономешалку, которая до революции делала один замес в час, а у строителей социализма стала делать один замес в минуту, всё-таки надо было сказать, что это гипербола. ))) Если бы всё было так, как в этой байке, то не существовало бы крупнейших мостов через Волгу и Амур, не было бы в России современных верфей, доков, портов, отсутствовал бы морской щит столицы -- Кронштадтские форты, не было бы укреплений Севастополя и Владивостока, никто никогда не узнал бы о подвиге крепости Осовец... Всё это просто не успели бы построить до октября 1917 года.
Ну и теперь самое интересное для меня. В фильме говорится, что после начала Великой Отечественной войны в Магнитогорск из Мариуполя был эвакуирован стан "4500", самый мощный прокатный стан в стране, который вскоре был введён в строй и начал катать броневой лист в интересах обороны. Но не говорится, что это тот самый прокатный стан броневого цеха Никополь-Мариупольского завода, поставленный в своё время ещё до Первой мировой Круппом в ходе успешной попытки русского Морского министерства с помощью частного завода организовать броневое производство на Юге России для обеспечения нужд военного кораблестроения в первую очередь на Чёрном море. Во всей этой истории с эвакуацией есть ещё много неизвестного и непонятного, самый главный вопрос -- это наверное о количестве станов "4500". Стан был один в Мариуполе, его перевезли в Магнитогорск, собрали, он заработал и работает там до сих пор. Но и в Мариуполе в 1951 году из эвакуированных и возвращённых частей был восстановлен стан "4500". Получается, из одного стана каким-то волшебным образом стало два, размножились почкованием. Вот с этим волшебством разобраться бы очень хотелось.
В итоге отдельные узлы и механизмы броневого стана Никополь-Мариупольского завода можно найти и на Урале, более того, как говорится в заметке
"Железное сердце броневого стана" городской газеты "Магнитогорский металл", ещё совсем недавно паровая машина германского производства от эвакуированного мариупольского броневого стана "4500", которой уже перевалило за 100 лет, находилась во вполне работоспособном состоянии и приводила в действие магнитогорский стан "4500". Фото из указанной публикации:
В других публикациях в той же газете говорится, что прокатный стан был спроектирован и поставлен фирмой "Демаг", но по всем заводским документам Никополь-Мариупольского завода стан поставлял Крупп.
Попробуем разобраться, что же это за машина. С учётом того, что ограждающие поручни вряд ли будут по высоте больше одного метра, можно примерно прикинуть диаметр цилиндров паровой машины. Теперь посмотрим в "Инвентарь броневого цеха за 1916/1917 гг." (Никополь-Мариупольского завода, естественно). Прокатный стан приводился в действие двумя паровыми машинами, одна являлась прокатной, то есть она вращала главную шестерню и вальцы, вторая названа машиной рольганга. Обе были сдвоенные простого расширения, то есть имели по два одинаковых цилиндра. Прокатная машина производства завода "Сак и Киссельбах" имела диаметр цилиндров 1300 мм и ход поршней также 1300 мм. Изготовитель рольганг-машины в "Инвентаре..." не указан, но она была существенно меньше, диаметр цилиндров 500 мм и ход поршней тоже 500 мм. Ну и судя по внешнему масштабному ориентиру в виде поручней похоже, что на фотографии выше запечатлена именно машина рольганга. Однако же в публикации магнитогорской газеты сказано, что она вращает вальцы стана "4500". Вот ещё одна загадка, которую тоже хотелось бы решить.
К сожалению, пока что обращение к Самому_Главному_Командованию Магнитогорского металлургического комбината за разрешением осмотреть вот это сокровище остаётся без ответа.