Катастрофа. Чернобыль 31

Apr 26, 2017 08:36

Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - написано в моем старом удостоверении времен СССР. Участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС - написано в новом. Да, есть разница - авария или катастрофа. Только побывав там, можно было понять маштаб катастрофы.

Кто виноват в той катастрофе???


Три госкомиссии по разному ответили на этот вопрос.
  • Одна - ученые и производители спроектировали и сделали плохой реактор, который и взорвался.
  • Вторая - эксплуатационный персонал своими неумелыми действиями взорвал хороший реактор.
  • Третья - и те и другие немного, и злое стечение обстоятельств.
  • Есть и четвертая версия, не популярная, - те реакторы были двойного назначения - производили электричество и оружейный плутоний одновременно, стараясь догнать США по боеголовкам. Скрестить бульдога с носорогом удалось, только боком это вышло.
Прошло 31 год - а ответа на этот вопрос НЕТ, и оценка не дана надлежайшая.

Теперь о ликвидации.
Размеры катастрофы поставили госкомиссию по ликвидации втупик... Только этим можно объяснить хаотичность и абсурдность мер. Мешки с дробью - забить бреши, чтоб не парил. Туннель под реактором - чтоб охладить. Очистка крыши - чтоб не фонила... И как венец - огромный саркофаг - чтоб не взорвалось оставшееся топливо. Про саркофаг - мое мнение - не нужен он был в таком виде, хотя, вначале это было не очевидно. Но потом стало ясно - точно не нужен. Но кто это отважится сказать, когда положили столько людей и потратили такие ресурсы, вот и строили, как оглашенные мост туда, где уже никого не было и никогда никого не будет. Достроили. А что делает сейчас Европа? Строит второй - тоже не нужный. Конечно, это мое диванное мнение...
Ниже мои фотки тех лет, и мои заметки по-поводу...

Оригинал взят у av_strannik в Чернобыль 30 лет
Все фотографии сделаны мною в августе 1986г. Мне было 30, когда бабахнуло. Сразу написал рапорт. - Что ты там будешь делать? - недобро спросил командир. - Завалы разгребать, у меня права бульдозериста, - отвечаю. - Иди с глаз моих, без тебя справятся.


Как я потом узнал, первый отряд из нашего управления, поднятый по тревоге, уже был там. Им сказали - учения на юге. Парадные костюмы тех парней я потом видел в углу гаража, взять их назад им запретили.
Сменные отряды из нашего управления посылали через две недели, дошла и до нашего отдела очередь.

- Ты хотел? Вперед!

Мы уже знали, куда едем, взяли самое поношенное. Нас неделю обучали в учебном центре, проверяли здоровье.
Летели на АН-12, от Киева ехали на ГАЗ-66. При въезде в 30 километровую Зону заставили одеть ПМГ-2.
Нам повезло. У нас всё было своё. Свои «химики» с самыми современными на то время приборами, отечественными и иностранными; свои медики; свои повара. Мы жили полностью автономно. Наш командир был членом Правительственной комиссии, он нам докладывал почти всё (допуск у нас был совсекретным). У меня было два фотоаппарата,  фотоувеличитель, пленки, реактивы, бумага. Все эти фотки я сделал еще там. В отряде было два УАЗика - буханки. У нас были пропуска - «ВСЮДУ», я и был везде вполне официально, делал фотки для отчета.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.


Огромный размах катастрофы, понимание безысходности случившегося с этой местностью, с этим «райским уголком», понимание, что здесь уже никогда не будут жить люди.
Огромный размах строительства саркофага. Огромные краны, бетоновозы, бетононасосы, огромные бульдозеры.



Были и радиоуправляемые японские бульдозеры, и небольшие роботы - чудо того времени. Правда, основную работу по расчистке сделали ребята на инженерных машинах и лопатами - светлая им память.  «Рыжий лес», он тогда еще стоял. Развалины АЭС.



Недостроенные 5 и 6 блоки. (Их можно было достроить и успешно эксплуатировать до сих пор, на мой взгляд).
Красивейшая местность вокруг с лодочными станциями и яхт клубами. Сосновый бор, где грибы можно было косой косить, мы и «накосили» два огромных мешка белых, и съели всё без остатка. Первоначальный страх «перед атомом» прошел, и мы уже вовсю трескали яблоки и грибы вопреки строгим запретам - молодость. Довелось увидеть Пугачеву с Кузьминым на концерте в «Зеленом мысу» в полевых условиях. Люди в то время были стеснительные, Алла долго уговаривала с ней потанцевать, за руку тащила, никто не шел, пока наконец высокий бравый танкист вышел.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от услышанного.
К нам приходили с беседами ученые-атомщики, им нравилась наша столовка - в то время были сумбурными. Всех волновало - взорвется или не взорвется. Ученые твердый ответ в то время дать не могли, сами не знали.


На месте фотографирования - 2рентгена/час.



Мешки со свинцовой дробью (сверху над стрелой бетононасоса видны их лохмотья) широко применялись в начале мая. Дробь сбрасывали с вертушек прямо в развал, - цель: заткнуть выбросы в атмосферу. Но…, скапливающийся газ и возрастающая температура приводила к дополнительным тепловым выбросам еще с большим давлением, мешки перестали сбрасывать.



На фото ниже - ликвидаторы в черных спецовках и белых кепках спускаются по лестнице со строящегося саркофага. Очень много шансов, что их уже нет...



На фото хорошо видны машины - бетононасосы (тогда очень редкий агрегат для СССР) и бетоновозы, между ними белая будка, там укрывались водители машин. Будка свинцовая, она ослабляла уровень радиации. Эти водители - герои, - или по бесшабашности, или по незнанию. Им платили пятикратную зарплату и обещали «Жигули» без очереди, боюсь, мало кто из них эти «Жигули» успел получить, в месте фотографа было 2р/час, на месте водителей, у основания саркофага - не знаю, но думаю - не меньше 20 р/час, т.е. безопасно работать можно было 1 час, что нереально в тех условиях. «Наши люди», совершая подвиг и мечтая о «Жигулях», - оставляли свои дозиметры в «чистой зоне», чтоб их «химики» не списали из «горячей зоны» раньше времени. Вот парадокс времен СССР, - «Жигули» - ценой жизни.



Въезд в Чернобыль. Рядом с этой стелой в здании СМУ находился наш отряд.



Въезд в Припять. В Припяти я не был, только у стелы.



На входе в общежитие дневальные всех "обнюхивали" прибором ДП-5В, и заставляли чистить пыль и мыть сапоги.



Машины тоже "обнюхивали" после рейсов.



Машины мыли до состояния - "чисто", чтобы прибор не пищал.



У нас на 50 человек был свой врач и фельдшер. Перед выездом прошли медкомиссию, на ней некоторые «откосили» по здоровью. В зоне брали кровь два раза за месяц, давали йод, поливитамины. Воду для кухни возили из чистой зоны во флягах, для питья в ящиках в коридоре стояли бутылки с «Ессентуками» и «Боржоми». Эти девушки у нас брали кровь.



Как прошел первый страх от окружающей среды, народ потянуло на экзотику, на яблоки и грибы. К тому времени у нас в отряде уже были хорошие иностранные приборы, позволяющие замерять степень радиоактивного заражения не только гамма-лучами, но и бета, и альфа. Грибов в конце августа 86 в окрестных лесах было МОРЕ. Грибников не было совсем - посты не пропускали в "зону", а внутри "зоны" то же посты, да и транспорта почти нет. За час мы набрали пять мешков - только белые. Замер грибов показал - превышение над уровнем общего фона - незначительное, помыли получше и пожарили. Когда запах жареных грибов разнесся по общежитию - потянулись и самые опасливые, все два огромных мешка-пакета отборных белых грибов смолотили за один раз. Больше нас за грибами не отпустили.





С машинами у нас проблем не было. УРАЛы, ЗИЛы, УАЗики, ГАЗик.



Вчера в школе 1450 "Олимп" я провел урок истории, рассказал об аварии и её ликвидации. Дети слушали очень внимательно, и задавали очень умные вопросы.

ПРИЧИНЫ аварии.
Погибших не судят. Они виноваты лишь в том, что не смогли сказать начальству - НЕТ - на приказ вновь запустить уже почти остановленный реактор. (На Саяно-Шушенской - та же причина - дергание турбин). О причинах аварии и её последствиях, о стратегии ликвидации, более подробно написано в моем старом посте. Там есть комментарии атомщиков, например ogolovok , там есть выдержки из статьи  дозиметриста, на основании которых, и на поздних публикациях я делаю вывод об ошибках при ликвидации последствий аварии. Статья "Сталкер" из "Огонька" 2000 года - на мой взгляд - очень интересно.
ОШИБКИ при ликвидации.
Изначально считалось, что почти всё топливо осталось в реакторе и под ним, что оно может взорваться. Отсюда охлаждающий тоннель, отсюда саркофаг, и, как следствие - жертвы при возведении того и другого в кратчайшие сроки. Как потом оказалось - топливо выгорело всё, или всё улетело в атмосферу по словам Чечерова, по крайней мере, то что осталось не способно взорваться, а строительство саркофага в первоначальном виде - продолжалось.
Ненужная спешка при очистке завалов и крыши, привела к дополнительным жертвам.
ОШИБКИ закрытия станции.
Восстановленную АЭС вполне можно было бы эксплуатировать до сих пор, она былапосле восстановления не опаснее всех остальных.

ПОГИБШИМ - вечная память!!!!
ЖИВЫМ - здравия!!!

Мой сайт.

ЧЕРНОБЫЛЬ

Previous post Next post
Up