А. Герман мл. «Гарпастум».
Давно хотел написать об этом фильме.
Ведь этот фильм Алексея Германа - явление в современном отечественном кинематографе. Потому что снят он классно и с большим старанием. Даже, наверное, с любовью. С любовью к самому процессу кинематографического производства.
Визуальный ряд, составивший эту картину, можно назвать изысканным. Он почти безупречен. Я очень давно не видел в нашем кино подобных примеров работы художника и оператора. Эти мастера сделали своё дело так, как должно - с замечательным тщанием и завидной изобретательностью.
Картинка вышла по-настоящему красивой.
Совершенный визуальный ряд - это то, без чего настоящее, обладающее признаками художественной ценности кино невозможно.
Однако только этого - мало.
Настоящим шедевром картина становится только когда внешняя изысканность дополняется главным. Тем, ради чего кинематограф существует.
Кто бы там что ни говорил, кинематограф, как явление, существует для того, чтобы показывать нам поведенческий образец. Разумеется, такой, который нам действительно нужен.
В прежние времена люди, которым доверяли снимать кино, хорошо понимали то, для чего они это делают.
Вот возьмём, к примеру, любой из фильмов, снятых в России года эдак до 50-го прошлого столетия. -
В каждом из них показаны люди, на которых очень хотелось и хочется походить. Потому что в них были: честь, благородство, смелость, целомудрие. А раз так, то у них было и всё остальное: любовь женщин, почёт и уважение окружающих, обеспеченная жизнь (последнее, впрочем, необязательно).
Позже пришли другие времена, и люди, каким-то образом получившие возможность снимать кино, отчего-то стали показывать нам совсем другие поведенческие образцы.
В главных героях картин нового времени стали зачем-то оказываться проститутки, обслуживающие иностранцев за конвертируемую валюту, морально неустойчивые женщины подросткового возраста, совокупляющиеся со своими знакомыми в студенческих общежитиях, ну и конечно, мужчины, пожелавшие раз и навсегда решить собственные материальные и психологические проблемы посредством банального бандитизма.
Почему нам вдруг стали показывать именно такие примеры?
Достоверно об этом неизвестно.
Скорее всего, просто из-за откровенной глупости тех, кто каким-то образом получил эту возможность - снимать кино.
Как обстоит дело с поведенческим образцом в «Гарпастуме»?
На самый первый, поверхностный взгляд, неплохо. Главные герои этого фильма - хорошие, очень симпатичные ребята.
Действительно симпатичные: спокойные, улыбчивые и страстно увлекающиеся спортом.
Однако достаточно скоро становится ясно, что, кроме спорта, их совершенно ничего больше не занимает. Даже судьба Отечества,
вступившего в то самое время, когда живут герои, в самую страшную из бывших до той поры войн, которая, к слову, и обернулась-таки для России трагедией.
Впрочем, одного из них, человека ещё очень молодого, всё-таки занимает другое: блудная связь со взрослой женщиной, обстоятельства которой изображены в фильме достаточно подробно и, можно даже сказать, утонченно.
В общем, было б всё хорошо - если б не эти вопросы:
Неужели увлечение спортом важнее России, твоей страны, причём, именно в то время, когда она на краю гибели?
Неужели подробный показ полового акта с известной и популярной молодой актрисой в главной роли представлялся создателям фильма тем, что так важно донести до миллионов будущих зрителей - нас с вами?
Иными словами, неужели эти штампы: «общечеловеческие ценности» и «сексуальная свобода», называющиеся на языке нормальных людей - тошнотворный космополитизм и постыдное блядство, восторжествовавшие в европейском фестивальном кинематографе последних десятилетий, для авторов «Гарпастума» важнее тех вещей, о которых говорит совесть?
Вот такие вопросы.
Однако, повторюсь, визуальный ряд - изыскан, почти безупречен. Браво!
О кинематографе № 1.