Одну из ключевых ролей в истории южной России какое-то время играла Запорожская Сечь. Немалое число сечевиков отличалось чрезвычайною набожностью, что подтверждается множеством разнообразных свидетельств. В 1775 г. Запорожское казачье войско было упразднено, но через 12 лет возродилось, со временем получив название Черноморского.
История черноморских (с 1860 г. - кубанских) казаков целым рядом составивших её событий стала очевидным соответствием и своеобразною параллелью истории, рассказанной в Священном Писании. - Как и древние люди, казаки переселялись на свою Обетованную землю, имели разборную походную церковь, которая впоследствии стала стационарной, перед переселением отправили на свою будущую родину разведывательный отряд, а прибыв на новую землю, определили места расселения своих колен-куреней при помощи жеребьёвки; первым священнослужителем воскресшего казачьего войска стал представитель древнего библейского народа…
В обеих историях, библейской и казачьей, было по два главных, грандиозных храма: храмы Соломона и Зоровавеля, соборы Воскресения Христова и Александра Невского. И древние, и казачьи храмы погибли.
Но даже это не стало самым важным сходством в судьбах обеих человеческих общностей. Судьба библейского народа - одна из самых известных трагедий всемирной истории; трагедия случилась и в истории казаков.
Настоящий текст является субъективной, авторской попыткой приблизиться к пониманию подлинных причин произошедшего, рассмотреть на расстоянии возможные движущие силы истории и как можно точнее описать, сформулировать увиденное.
Селиверстов А. В. История казаков как отображение Священной истории // Голос минувшего. 2023. № 4. С. 28-48.