Ирония судьбы, или в поддержку митрополита

Jan 01, 2019 19:24

Писано 11 лет назад.

С наступившим Новым годом, дорогие друзья!
Хочется мне пожелать вам всего самого лучшего, ну и вот ещё о чём сказать по некотором раздумьи на тему продолжающихся праздников и утвердившихся в связи с ними в нашем обществе в последние годы некоторых поведенческих стереотипов.
Скажу об этом на примере всем известного рязановского фильма «Ирония судьбы...»
С самого начала признаюсь, что фильм этот с момента своего появления лично мне всегда нравился - т.е. все детские годы (80-е) и юношеские (90-е) это кино было для меня символом, признаком самого светлого и самого настоящего праздника, так что и Новый год без этого фильма считался уже каким-то неполноценным.

И ведь действительно - поставлено это кино мастерски, актёры играют прекрасно, показанные герои обаятельны, сама рассказанная история похожа на чудо, которого так хочется в жизни.
Собственно, ребёнок или только вступающий в жизнь молодой человек по-другому, наверное, и не может принимать такие истории.
А ведь если посмотреть на историю здраво, по-человечески, то видим мы вот что:

Жизнь наша является настоящей только когда в ней есть соответствие простому правилу, общему для абсолютно всех людей: НЕ поступай с другими так, как НЕ хочешь, чтобы поступали с тобой. В XIX веке жил в России поэт Тютчев; так вот он сказал об этом такими словами:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса...

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Когда этого правила в жизни людей нет, оно не соблюдается, то, говоря строго, жизнь их становится не человеческой, а дикой, животной; корысть выходит на первое место, и тогда, как говорится, человек человеку - волк.
В общем-то, это ясно означает окончательное приземление - когда наконец достигается конечная точка полёта с Небес, так, когда вдребезги.

Обратите внимание, именно на этом принципе стоят современные многочисленные игры (реалити-шоу и т.п.) - определи слабого и изгони, выдави, уничтожь, съешь. Достигни конечной точки.
И ведь этот итог-то, приятие таких поведенческих стереотипов, вполне логический -
ну чем история Жени Лукашина это не такая же современная игра, только сыгранная ещё 30 лет назад?
Их было четверо. Двое оказались лузерами, их съели. Какое уж тут «душу положил за други и до конца всё претерпел». Обаятельно съели, под ёлкою и с салатом, пусть и таким, который гадость, с шампанским и пением под гитару замечательных песен Микаэла Таривердиева, написанных на слова Евтушенко и Пастернака - других поэтов, из века XX-го.

Впрочем, речь-то в кино идёт о любви. О настоящей.
Такой, когда, наконец, и ясень отвечает, и тополь листвой уже не бросается, вредные и ненужные связи, дружбы ненужные остаются позади, проходит осатанённость, чужих сердец соединённость нарушается - и разнообразная не та больше не придёт, чтобы положить руки на плечи. Вагончик, в общем, тронулся.
Ну а как ещё было поступить главным героям?
Ну, «не те» были до этого в их жизни. И эти «не те» крали их друг у друга. Сначала «не те» были вполне себе те, но когда главные герои встретили друг друга, всё прояснилось.

И ведь так действительно бывает.
Встречаешь человека и понимаешь - что вот он, она и есть та. В ней всё хорошо - не так, как в другой, прежней. Ты совершенно не видишь в ней недостатков. Она так мягка, предупредительна, так внимательна, ласкова; она красива, она так искренне стремится к тебе. Это совсем не так, как было с другой.
И в тебе она видит то же. Ей с тобой так спокойно, и у тебя такие нежные руки. И ты больше не сможешь без неё, как смогли или могут другие, которые «не те».

Вот тогда и Галя и Ипполит уже не нужны, а нужны Надя и Женя.
И только потом, спустя какое-то время - спустя месяц или два, или год, Женя непременно узнает о том, что Надя совсем не всегда мягка и предупредительна. А Надя о том, что Женя вполне может обходиться без неё, да и денег он ей приносит так мало. И узнают они об этом обязательно, просто потому, что это так и есть, это правда, как и то, что идеальных людей на свете не бывает - вот только в кино нашем об этом не сказано, ведь, если сказать, то и не было бы никакого кино, вагончик бы так и не тронулся - а разве так можно, игра по новым правилам ведь так необычна, она так манит, жить по этим правилам ведь вроде как много проще, тем более когда и поэт Евтушенко, вынесенный в эпиграф, с нами совершенно единомыслен; приведём точную цитату:

О сколько вредных и ненужных связей,
Дружб ненужных.
Во мне уже осатанённость.
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих сердец соединенность
И разобщенность близких душ.

Но когда появится кто-то ещё - а это почти наверняка происходит впоследствии, что тогда? Наде становиться Галей, а Жене Ипполитом? А когда появится кто-то четвёртый?..
Кино нам на этот вопрос не отвечает. Ну не всё же так быстро, сразу.
На вопрос отвечает нам уже Ксюша Собчак с передачею Дом-2. -
Ну, разумеется, Наде становиться Галей. Сколько раз? Столько, сколько будет новых Надь. Это ведь и есть жизнь. А в ней не должно быть вредных и ненужных связей с сующими руки на плечи, уже осточертевшими давно знакомыми людьми - ведь где-то в незнакомом городе или просто за ближайшим углом тебя наверняка ждёт очередная романтическая нужная связь.

Ну, в общем, с наступившим вас, дорогие друзья!
Хочется пожелать вам всего самого лучшего. Хотя бы вот свободы от стереотипов.

о кино

Previous post Next post
Up