Последний русский император Николай II, как известно, прославлен Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев.
Таким образом, он не является:
ни благоверным - а значит, не почитается за благочестивую жизнь или дела по укреплению Церкви и веры,
ни мучеником - а значит, не почитается за то, что принял насильственную смерть за веру,
ни праведным - а значит, не почитается за праведную жизнь.
Между тем, в 1981 году Архиерейский собор РПЦЗ причислил царя и его семью к лику мучеников.
То есть там он почитается как святой, принявший насильственную смерть за свою веру.
Любопытно, что существуют и другие примеры почитания царя - скажем, согласно настенному образу в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в Новороссийске царь Николай является
и благоверным, и мучеником:
Но это, скорее, курьёз.
Надеюсь, вызванный всего лишь безграмотностью иконописца или заказчика образа.
Прославление Николая в РПЦ МП произошло на Архиерейском соборе в 2000 году. 17 мая 2007 года РПЦ МП и РПЦЗ объединились.
Вопрос:
как соотносятся в теперь единой Церкви два разных лика, в которых был прославлен один и тот же святой?
Признают ли зарубежные православные царя Николая страстотерпцем, то есть тем, кто принял мученическую кончину не за веру и почитается за особый характер подвига - беззлобие?